Кто главнее — солист или дирижёр?

Выпуск 45
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Не такой простой вопрос. И ни один из трёх вариантов ответа — «конечно, солист!», «безусловно, дирижёр» или «оба» — не является однозначно верным.
Когда к оркестру приходит солист, дирижёр из единоличного лидера становится аккомпаниатором. Таким образом, вроде бы очевидно, что солист в этой ситуации главный. Но так ли это на самом деле?
Обычно коммуникация строится так. Дирижёр перед первой оркестровой репетицией встречается с солистом наедине, и они договариваются о ключевых моментах: о примерных темпах, о сложных в ансамблевом отношении местах и о других вещах, где потребуется активное взаимодействие. Таким образом, к первому выходу к оркестру дирижёр уже в общих чертах знает намерения солиста и транслирует их музыкантам.
В идеале взаимодействие солиста и дирижёра происходит в духе сотрудничества, а творческие намерения солиста дирижёр поддерживает. Но в реальной жизни бывает всякое…
Солист должен вести за собой, лидировать в музыкальном процессе, задавать свои темпы и интерпретацию сочинения. Но бывает, что дирижёр намного опытнее. И в этом случае он вправе давать советы и помогать молодому коллеге, будучи ведущим в этой паре, но в то же время он должен быть деликатным и не выходить на первый план. Если же неопытен или нерешителен как раз дирижёр, может сложиться так, что оркестранты будут, минуя его жест, внимательно слушать игру солиста и следовать за его инициативами. Эта ситуация не очень нормальная, но иногда она случается.
Ещё такое бывает от различия масштаба солиста и дирижёра, когда солист буквально мощью своего могучего таланта и темперамента начинает насильно брать на себя бразды правления. А бывает, что у солиста возникают проблемы с текстом или просто волнение, и тогда дирижёр — тот самый человек, который может спасти ситуацию.
Хорошо, если эти проблемы решаются, что называется, дружески. Но очень редко случается и такое, что оба начинают тянуть одеяло на себя и настаивать на своём, игнорируя потребности и интересы партнёра. Всем очевидно, что подобная ситуация совершенно непродуктивна, и поэтому умные музыканты до неё стараются не доводить.
Солист, которому повезло выступать с хорошим дирижёром, испытывает ощущение надёжного плеча, поддержки, некой «воздушной подушки», которая мягко, но уверенно держит его на музыкальных волнах. Если дирижёр сам в прошлом или в настоящем инструменталист, он очень хорошо знает, где и какая поддержка требуется солисту.
Есть истинные мастера аккомпанемента. Например, Юрий Иванович Симонов всегда говорит солисту: «Играй как тебе удобно, не заботься обо мне, я всё сделаю сам». И действительно, он чувствует самые прихотливые намерения солиста.
Когда два музыканта совпадают и живут «на одном дыхании», это несказанное удовольствие, ощущение полного единомыслия и большое музыкальное счастье.
Ну, а главным в отношениях дирижёра, солиста и оркестра всегда был, есть и будет музыкальный результат.

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.