Для чего нужен дирижёр?
Выпуск 40
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Это ещё один частый вопрос от людей, которые только начинают интересоваться академической музыкой.
Действительно, человек сам не производит ни одного звука, стоит спиной к публике, молча размахивает руками, а потом получает всю славу, и именно его имя написано огромными буквами на афише. Умеет ли он сам на чём-нибудь играть? Что зависит от него? Давайте разберёмся.
Конечно же, дирижёр умеет на чём-то играть. Никто не становится дирижёром с самого начала своего пути в музыке. Все они вначале осваивают какой-то инструмент, и все они в той или иной степени умеют играть на фортепиано.
Дирижёры бывают хоровые и оперно-симфонические. Для большинства оперно-симфонических дирижёров обучение по этой специальности является вторым высшим образованием, а по первому образованию они пианисты, скрипачи и так далее.
Дирижёр — это человек, который выполняет по отношению к музыкантам оркестра задачи сразу нескольких уровней.
Первый и самый простой уровень — руководство темпом и метром. Чтобы все музыканты вместе вступили, чтобы все играли в одном темпе и не расходились. Дирижёрский жест представляет собой так называемую «сетку» — особую понятную всем музыкантам жестикуляцию, систему движений рук, показывающую музыкантам сильные и слабые доли такта.
Ещё дирижёр показывает музыкантам или целым оркестровым группам время их вступления, например после долгой паузы. Они всё равно в паузе сами считают такты до своего вступления, но дирижёр обязательно им покажет жестом: пора вступать.
Дирижёр обязан продумать и сообщить музыкантам динамику, то есть громкость игры. В оркестре множество инструментов, а в залах разная акустика. Какие-то инструменты играют тему, мелодию, а какие-то им аккомпанируют. Выстроить баланс разных групп инструментов, чтобы все вместе звучали стройно и гармонично, — важнейшая задача дирижёра. Сами музыканты с этим никак не могут справиться: не все из них слышат друг друга, сидя на большом расстоянии. Левая рука дирижёра как раз отвечает за динамику и может без слов показать музыкантам, нужно ли прибавить силу звука или же наоборот.
Дирижёр отвечает и за построение общей формы произведения. Особенно сложна эта задача в крупных сочинениях — симфониях, операх. Ещё до первой репетиции с оркестром дирижёр обязан продумать всю свою концепцию, а на репетициях уже только стараться совместно с музыкантами её воплотить.
Фактически дирижёр отвечает за всё происходящее. Ведь если он главный дирижёр коллектива, то и музыкантов в свой оркестр он подбирает сам. Дирижёр вдохновляет музыкантов на эмоционально заряженное исполнение, помогает им почувствовать себя единым целым. Он — лидер, он — объединяющий интеллектуальный и эмоциональный центр. Дирижёр должен быть многосторонне образованным человеком, прекрасным музыкантом, обладающим знаниями, большим вкусом и огромным даром убеждения, чтобы музыканты ему верили и шли за его палочкой.
Хороший дирижёр всегда помнит, что его успех — не личная заслуга, и поэтому обязательно поблагодарит музыкантов после выступления, поднимет на поклоны каждого солиста оркестра и всех вместе.
В истории есть примеры, когда оркестр пробовал играть без дирижёра. Это были любопытные эксперименты. Но довольно скоро стало ясно, что без центральной координирующей фигуры либо её функции берёт на себя первая скрипка оркестра, либо всё же получается несколько не то. Поэтому дирижёр — абсолютно необходимое действующее лицо в оркестровой музыке.