Как выбирают эту профессию?
Выпуск 35
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Всё проще, если ты родился в семье музыкантов: скорее всего, с самых ранних лет ты так или иначе будешь учиться играть на инструменте. Однако далеко не все дети музыкантов также становятся музыкантами, хотя начальное образование в ДМШ получает большинство.
А вот как быть, если родители не музыканты? Они просто привели ребёнка в школу, а ближе к окончанию ему там вдруг стали говорить, что он очень талантлив и надо поступать в музыкальное училище. Сами родители, не будучи профессионалами, талант оценить не могут. Остаётся доверять педагогу. Но как взять и отдать судьбу своего ребёнка в чужие руки?
Я думаю, что тут вне зависимости от профессиональной принадлежности родителей решающее слово уже за самим пусть ещё очень юным, но одновременно и довольно взрослым человеком. Этот момент обычно наступает лет в четырнадцать-пятнадцать. И самый простой и главный проверочный вопрос самому себе звучит так: могу ли я жить без музыки? Если честно на него себе ответить, то становится яснее. Если есть хоть малейшие сомнения и если есть другое равное по силе увлечение, то стоит сделать выбор в пользу этой альтернативы. Музыкальное образование сложное, очень трудоёмкое. И чтобы добиться успеха, который, кстати, никто не гарантировал, надо много лет упорно учиться и трудиться.
Да и что считать успехом? Если кто-то мечтает исключительно о карьере концертного исполнителя и ни в коем случае не видит себя никем иным, то, скорее всего, его ждёт разочарование — просто статистически. Большинство становятся педагогами, артистами оркестров, концертмейстерами. И если такой вариант развития событий не устраивает вас по любой причине, то ещё раз крепко подумайте: нет ли альтернативной профессии, которая даст больше жизненных гарантий, в том числе в экономическом плане?
Но если решение принято в пользу музыкальной специальности, то надо начинать пахать изо всех сил. Каким бы уровнем таланта ни был одарён человек, пахать придётся любому: и гению, и середняку. Просто результат будет разный. Важно вовремя оценить свои перспективы, потому что хороший педагог или концертмейстер намного лучше плохого солиста. Нет плохих музыкальных специальностей, есть неверная самооценка. А статус непризнанного гения ещё никому не принёс счастья.
Кстати, если в какой-то момент была выбрана не музыкальная профессия, ничто не мешает сохранить свои навыки игры на инструменте в качестве хобби. Я знаю многих талантливейших физиков, химиков, журналистов, врачей и бизнесменов, которые в свободное время занимаются музыкой для своего удовольствия и даже дают концерты в близком кругу.
А преимущества профессии музыканта лично для меня таковы, что мы всю жизнь имеем дело с красотой. На свете много благородных профессий, которые связаны с преодолением, терпением, чужой болью. Наше же занятие связано с высшими достижениями человеческого духа в одном из самых прекрасных искусств, с ощущением праздника на концерте. И это вполне можно назвать своего рода духовной практикой.