Люди в музыке. Родители юного музыканта
Выпуск 34
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Великий советский педагог Пётр Соломонович Столярский, создавший в Одессе первую в СССР музыкальную школу для одарённых детей, которая ныне носит его имя, говаривал так: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые родители!»
И, когда мы говорим о талантливом ребёнке, мы, конечно, понимаем, что без педагога никакой талант развиться не может; но и без мудрых родителей тоже.
Первый шаг со стороны родителей — привести ребёнка в музыкальную школу. А ведь это означает создать условия для занятий, купить инструмент, организовать домашнюю работу. Кто из детей всегда занимается с одинаковым рвением (причём совершенно не важно, о каком занятии идёт речь)? Можно подумать, что взрослые все настолько осознанны в своих делах, что никогда не ленятся и не отлынивают!
А дальше самое важное — организовать на весь период обучения трёхсторонний доверительный и уважительный контакт «ученик — педагог — родитель». И педагог в этом трио всегда будет руководящей стороной. Даже если родитель сам гениальный музыкант. Кстати, родители-музыканты за редчайшими исключениями не могут сами заниматься со своими детьми: плохо совмещаются у ребёнка в голове функции папы или мамы и одновременно учителя.
Лучше всего, когда учитель является тем самым авторитетом, который родители поддерживают, по мере возможностей и умений помогая ребёнку в домашних занятиях. Отсутствие человеческого понимания или уважения между педагогом и родителем — достаточное основание для перехода в другой класс, иначе пользы от занятий не будет. Серьёзные занятия — это такой психологически тонкий процесс, в котором взаимную поддержку и доверие должны ощущать все три участника.
Иной раз стороны по-разному видят развитие ребёнка. Например, педагогу хочется как можно больше выставлять своего ученика на конкурсы, а родителям это не нравится. Или наоборот, родительские амбиции превышают возможности ребёнка. Всё это потенциально конфликтные ситуации; и мудры те педагоги и родители, которые обсуждают друг с другом возникающие на каждом новом этапе задачи и их целесообразность.
Выбор будущей профессии — важнейший момент в жизни человека, особенно если это такая непростая профессия, как музыкант. Родители — те люди, которые должны всесторонне соблюдать интересы своего ребёнка, ведь они знают его как никто другой. Но при этом педагог, будучи профессионалом, должен максимально честно проинформировать их о перспективах в профессии и предупредить о всех возможных тяготах до и после получения диплома.
Родители по-настоящему талантливого ребёнка должны всё время соблюдать баланс между похвалой и стимулами к совершенствованию. Все люди разные, и дети тоже: кто-то склонен к звёздной болезни, а кто-то — к самоедству. И то, и другое — две крайности, которые не ведут к адекватной самооценке и продуктивной работе. Родитель талантливого ребёнка должен быть во многом его личным психологом и человеком, который несмотря на возможные неудачи никогда не перестанет безгранично верить в него. Всегда быть рядом и помогать во всём: от организации самих занятий до выбора концертной одежды и обсуждения только что состоявшегося выступления.
В этом мире всегда найдётся тот, кто будет критиковать даже самого талантливого человека. И у артиста, большого или маленького, обязательно должен быть тот, кто верит в него даже тогда, когда кажется, что весь мир против.