Люди в музыке. Родители юного музыканта

  • 2 июня 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Великий советский педагог Пётр Соломонович Столярский, создавший в Одессе первую в СССР музыкальную школу для одарённых детей, которая ныне носит его имя, говаривал так: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые родители!»
И, когда мы говорим о талантливом ребёнке, мы, конечно, понимаем, что без педагога никакой талант развиться не может; но и без мудрых родителей тоже.
Люди в музыке. Родители юного музыканта
Первый шаг со стороны родителей — привести ребёнка в музыкальную школу. А ведь это означает создать условия для занятий, купить инструмент, организовать домашнюю работу. Кто из детей всегда занимается с одинаковым рвением (причём совершенно не важно, о каком занятии идёт речь)? Можно подумать, что взрослые все настолько осознанны в своих делах, что никогда не ленятся и не отлынивают!
А дальше самое важное — организовать на весь период обучения трёхсторонний доверительный и уважительный контакт «ученик — педагог — родитель». И педагог в этом трио всегда будет руководящей стороной. Даже если родитель сам гениальный музыкант. Кстати, родители-музыканты за редчайшими исключениями не могут сами заниматься со своими детьми: плохо совмещаются у ребёнка в голове функции папы или мамы и одновременно учителя.
Лучше всего, когда учитель является тем самым авторитетом, который родители поддерживают, по мере возможностей и умений помогая ребёнку в домашних занятиях. Отсутствие человеческого понимания или уважения между педагогом и родителем — достаточное основание для перехода в другой класс, иначе пользы от занятий не будет. Серьёзные занятия — это такой психологически тонкий процесс, в котором взаимную поддержку и доверие должны ощущать все три участника.
Иной раз стороны по-разному видят развитие ребёнка. Например, педагогу хочется как можно больше выставлять своего ученика на конкурсы, а родителям это не нравится. Или наоборот, родительские амбиции превышают возможности ребёнка. Всё это потенциально конфликтные ситуации; и мудры те педагоги и родители, которые обсуждают друг с другом возникающие на каждом новом этапе задачи и их целесообразность.
Выбор будущей профессии — важнейший момент в жизни человека, особенно если это такая непростая профессия, как музыкант. Родители — те люди, которые должны всесторонне соблюдать интересы своего ребёнка, ведь они знают его как никто другой. Но при этом педагог, будучи профессионалом, должен максимально честно проинформировать их о перспективах в профессии и предупредить о всех возможных тяготах до и после получения диплома.
Родители по-настоящему талантливого ребёнка должны всё время соблюдать баланс между похвалой и стимулами к совершенствованию. Все люди разные, и дети тоже: кто-то склонен к звёздной болезни, а кто-то — к самоедству. И то, и другое — две крайности, которые не ведут к адекватной самооценке и продуктивной работе. Родитель талантливого ребёнка должен быть во многом его личным психологом и человеком, который несмотря на возможные неудачи никогда не перестанет безгранично верить в него. Всегда быть рядом и помогать во всём: от организации самих занятий до выбора концертной одежды и обсуждения только что состоявшегося выступления.
В этом мире всегда найдётся тот, кто будет критиковать даже самого талантливого человека. И у артиста, большого или маленького, обязательно должен быть тот, кто верит в него даже тогда, когда кажется, что весь мир против.

Последние выпуски программы

Котики

Этот выпуск «Дневника пианистки» просто не мог не появиться на свет! Это будет совсем нетипичный выпуск. Очень домашний и личный.

Горные лыжи

Я всегда была уверена, что некоторые виды спорта — не для музыкантов.

Зачем мы выходим на сцену?

Существует огромное количество причин, по которым музыкант — юный или не очень — хочет выйти на сцену. Мотивации растут вместе с человеком.