Как мы слушаем музыку

Выпуск 40
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Часто приходится слышать — о нет, музыка — это сложно, я не понимаю музыку, у меня и слуха нет.
Но это я сразу отвечаю: гимн России узнаете, когда он звучит? Не путаете его с калинкой-малинкой или «в лесу родилась ёлочка», даже если мелодия звучит без слов? Тогда, значит, слух у вас есть.
Если вы с трудом попадаете в ноты, когда поете в караоке, то даже это ещё не означает, что слуха у вас нет. Возможно, всего лишь не развита координация между слухом и голосовым аппаратом. А развивает эти навыки тот самый замечательный предмет с красивым названием «сольфеджио», в котором нет ничего страшного и который как раз и помогает и научиться чисто петь, и слушать музыку на новом уровне.
Как мы слушаем музыку
Конечно, музыкант с профессиональным образованием изучает множество теоретических предметов, позволяющих ему слышать в многоголосии каждый голос отдельно, различать тембры инструментов, и ещё множество разных деталей, из которых складывается музыка. Мы привыкаем анализировать то, что мы слышим, будь то крупное симфоническое сочинение или простейший рингтон. Мы на автомате, не задумываясь, знаем, в какой тональности звучит музыка, какие конкретно ноты звучат, также как любой человек, не задумываясь, знает, что этот цвет красный, а этот синий.
У этого знания есть и обратная сторона, особенно если музыкант ещё и преподает. Например, я уже не смогу слушать фортепианную музыку так, чтобы просто ею наслаждаться, не задумываясь о том, как именно пианист это делает. Мне легче слушать другие инструменты и оркестр, хотя и там включается аналитический аппарат; причём анализировать отдельно можно как само произведение, так и его исполнение — это ведь разные вещи.
Произведения, которые постоянно в репертуаре, которые сам играешь много лет — совсем особое дело. Как бы мне хотелось, например, услышать заново впервые 2й концерт Рахманинова, и со свежим восприятием вновь поразиться красоте этой музыки.
К счастью, музыки написано много, и то и дело открываешь для себя что-то новое, лично тебе неизвестное.
Как слушает музыку немузыкант, я могу только догадываться. Моя задача как исполнителя — не только выполнить волю композитора, но и говорить со слушателем на понятном музыкальном языке, при этом не прибегая к упрощениям. Слушать музыку — это тоже труд, это интеллектуальное усилие, и этому можно и нужно научиться. Например, можно начать с регулярного прослушивания радио Орфей!

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.