Воля случая в карьере музыканта

Выпуск 29
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Что нужно, чтобы стать музыкантом?
Нужны, конечно, особые природные данные — музыкальный слух, память, чувство ритма, общая скорость реакции, эмоциональный склад характера.
Нужна работоспособность, умение много часов ежедневно концентрироваться на задаче, умение ставить цели и достигать их — часто самостоятельно, без контроля условного руководителя. Музыкант учится много лет, поэтому важно на этом долгом пути не потерять энтузиазм и любовь к делу.
Воля случая в карьере музыканта
Но есть ещё и такой фактор, как удача. Необъяснимый, но очень важный.
Первая удача — родился ли человек в семье, где музыка имеет значение?
Если родители — сами музыканты, тут все более-менее понятно. А если нет? Отведут ли родители своего ребёнка в музыкальную школу, а главное, к какому педагогу он попадёт? И на какой инструмент?
Известны случаи, когда великих музыкантов в детстве не хотели принимать в музыкальную школу. Однако в их случае удача, она же судьба, сработала так, что все встало на свои места.
В учёбе важнее усердие, чем удача, однако в эпоху, когда музыкальные конкурсы разных уровней переживают расцвет, если не сказать более — на них тоже может пригодиться удача. Правда, вряд ли какой-то из бесчисленного количества мелких конкурсов окажет решающее влияние на судьбу — но есть и крупнейшие значительные состязания. Победить на крупном международном конкурсе — сочетание сразу нескольких факторов везения, помимо, безусловно, мастерства, таланта и вдохновения.
Удача — это ещё и в нужный момент встретить поддержку в профессиональной среде. Познакомиться с дирижёрами, импресарио, получить положительные отклики от прессы и коллег, заслужить их уважение своим профессионализмом, создать себе репутацию не просто творческого человека, но и надёжного партнера, который помимо профессиональных качеств ещё и ответственно относится к работе — не опаздывает на самолеты и репетиции, не бывает плохо готов к выступлению, адекватно общается с администраторами, прессой и слушателями.
Счастливые случаи приходят к тем, кто к ним готов. Часто бывает, что заболел артист, и молодого музыканта срочно зовут на замену. Это один из очень частых счастливых случаев. Готов внезапно выйти и заменить коллегу, готов быстро привести в форму нужный репертуар — молодец. Не готов — твой счастливый случай уплыл к другому.
«Везёт тому, кто сам везёт», как говорит пословица; по-настоящему талантливые люди не могут остаться незамеченными. Грани каждого таланта складываются в особый путь, не обязательно прямой и гладкий, зато неповторимый.

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.