Кризис музыканта

  • 24 марта 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
…наступает, например, каждый раз перед тем, как новая программа из нотного текста готовится стать музыкой. Это похоже на то, как ребёнок впервые пытается встать на ноги: долго кряхтит и мается, но потом все неизбежно получается. Для музыканта момент становления программы на ноги тревожен и неуклюж; мне это напоминает работу скульптора, где сначала прорисовываются лишь только самые общие очертания, а потом все больше и больше деталей, и ключевые слова — отсечь все ненужное. Не добавить нужное — все уже добавил композитор, а именно избавиться от ненужного, найти ту точку, в которой сойдутся простота, правда и искренность. Работа эта ещё и режиссерская — расставить акценты и собрать форму (это если очень кратко).
Кризис музыканта
Почему этот момент кризисный? Не хотелось бы произносить пафосных штампов вроде «муки творчества», но это чем-то похоже на поиск ученого: как сказал Томас Эдисон, изобретая лампочку накаливания, «я не проводил неудачных экспериментов — я просто нашёл 10000 способов, которые не работают».
Проблема артиста в том, чтобы отличить работающий способ от неработающего — критерии у нас субъективные, но в самом этом утверждении содержится ответ — значит, надо сделать так, чтобы субъективно это было хорошо, то есть, по Толстому — делай что должно, и будь, что будет.
Бывают кризисы другого уровня, но они чаще всего от усталости и хорошо лечатся самым обыкновенным отдыхом от музыки.
Бывают кризисы жизненные, которые неизбежно слышны в музыке — но это ещё вопрос, так ли это плохо. Музыканту, не переживавшему жизненных кризисов, просто не о чем играть. И тогда приходится играть о том, что ты окончил консерваторию и стал лауреатом, а это скучная песня, хоть и популярная среди исполнителей.
Бывают кризисы, требующие волевого ухода со сцены на несколько лет. Соорудить кокон, переродиться и выйти из него прекраснее, чем прежде.
Бывают такие кризисы, которые слышны окружающим, но не слышны самому музыканту. И если все предыдущие кризисы поправимы, то этот — нет…

Последние выпуски программы

Котики

Этот выпуск «Дневника пианистки» просто не мог не появиться на свет! Это будет совсем нетипичный выпуск. Очень домашний и личный.

Горные лыжи

Я всегда была уверена, что некоторые виды спорта — не для музыкантов.

Зачем мы выходим на сцену?

Существует огромное количество причин, по которым музыкант — юный или не очень — хочет выйти на сцену. Мотивации растут вместе с человеком.