Что мешает хорошему пианисту?

Выпуск 23
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вообще, говорить об этом как-то даже неловко — ведь очевидно, что если ты пианист хороший, и опытный артист, то тебя ничто не может выбить из формы и душевного равновесия, ты ж всю жизнь этим занимаешься и столько лет учился, и столько тысяч концертов сыграл, по 500 в год, меньше не имеет смысла.
Однако лично у меня (подчеркиваю, что расскажу только о своих чувствах!) дела обстоят не совсем так. Есть немало вещей, которые могут помешать мне на сцене и которые я проверяю во время репетиции.
Одна из важных вещей — это освещение. Оно в идеале должно формировать атмосферу на сцене — или блестящую, или интимную, это уж как требует программа. В реальности же софиты бывают направлены на клавиатуру так, что она вся испещрена косыми тенями от клавиш, которые при игре ещё начинают плясать и сводить с ума. Или же софиты бьют прямо в глаза — во время игры или на поклонах, и после поклона в глазах круги и пятна, а надо садиться и играть дальше.
Ещё важная вещь — банкетка, на которой сидит пианист. Она может скрипеть, может самопроизвольно опускаться, может шататься.
Что мешает хорошему пианисту?
Бывает уклон сцены, особенно в театрах. Не фатально, но немножко неудобно. А вот совсем неудобно, когда рояль стоит не строго параллельно рампе, а под углом. Нарушаются привычки глазомера, и играть сложно.
Но бывают и неожиданные происшествия, которые на репетиции не предотвратишь. Первое место в этом рейтинге занимают… нет, даже не звонки телефонов в самых тихих местах, хотя они тоже в списке есть. Первое место с отрывом держит ребёнок в первом ряду, качающий ногой!!! Ты находишься во власти метроритма музыки, а он качает ногой в своём индивидуальном ритме. Ты видишь его боковым зрением и ничего не можешь с этим сделать. Совсем ничего.
Второе место держат работники фото-и видеосъемки, которые или тихо, или шумно, но перемещаются по залу в момент игры. Можно на них гневно посмотреть, а в антракте обсудить проблему с администратором.
И только почетное третье место делят два фактора. Первый — телефоны, к которым уже все артисты привыкли и внутренне готовы. Да, бывает обидно, особенно если концерт записывается. Но это мешает больше самим слушателям, чем артисту.
Второй фактор — аплодисменты между частями произведения. Да, немного мешает, немного сбивает с настроя и разрушает целостность цикла. Но мы не обижаемся — к нам пришёл новый слушатель, мы ему рады, он всему научится, если только придёт на концерт ещё раз!

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.