Что мешает хорошему пианисту?
Выпуск 23
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вообще, говорить об этом как-то даже неловко — ведь очевидно, что если ты пианист хороший, и опытный артист, то тебя ничто не может выбить из формы и душевного равновесия, ты ж всю жизнь этим занимаешься и столько лет учился, и столько тысяч концертов сыграл, по 500 в год, меньше не имеет смысла.
Однако лично у меня (подчеркиваю, что расскажу только о своих чувствах!) дела обстоят не совсем так. Есть немало вещей, которые могут помешать мне на сцене и которые я проверяю во время репетиции.
Одна из важных вещей — это освещение. Оно в идеале должно формировать атмосферу на сцене — или блестящую, или интимную, это уж как требует программа. В реальности же софиты бывают направлены на клавиатуру так, что она вся испещрена косыми тенями от клавиш, которые при игре ещё начинают плясать и сводить с ума. Или же софиты бьют прямо в глаза — во время игры или на поклонах, и после поклона в глазах круги и пятна, а надо садиться и играть дальше.
Ещё важная вещь — банкетка, на которой сидит пианист. Она может скрипеть, может самопроизвольно опускаться, может шататься.
Бывает уклон сцены, особенно в театрах. Не фатально, но немножко неудобно. А вот совсем неудобно, когда рояль стоит не строго параллельно рампе, а под углом. Нарушаются привычки глазомера, и играть сложно.
Но бывают и неожиданные происшествия, которые на репетиции не предотвратишь. Первое место в этом рейтинге занимают… нет, даже не звонки телефонов в самых тихих местах, хотя они тоже в списке есть. Первое место с отрывом держит ребёнок в первом ряду, качающий ногой!!! Ты находишься во власти метроритма музыки, а он качает ногой в своём индивидуальном ритме. Ты видишь его боковым зрением и ничего не можешь с этим сделать. Совсем ничего.
Второе место держат работники фото-и видеосъемки, которые или тихо, или шумно, но перемещаются по залу в момент игры. Можно на них гневно посмотреть, а в антракте обсудить проблему с администратором.
И только почетное третье место делят два фактора. Первый — телефоны, к которым уже все артисты привыкли и внутренне готовы. Да, бывает обидно, особенно если концерт записывается. Но это мешает больше самим слушателям, чем артисту.
Второй фактор — аплодисменты между частями произведения. Да, немного мешает, немного сбивает с настроя и разрушает целостность цикла. Но мы не обижаемся — к нам пришёл новый слушатель, мы ему рады, он всему научится, если только придёт на концерт ещё раз!