Люди в музыке. Звукорежиссёры

  • 10 февраля 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Приходит музыкант в студию, чтобы делать запись. Там сначала идёт подготовка, настройка микрофонов — как их расставить, как выставить все параметры на пульте. Звукорежиссер находится в аппаратной и определяет наилучшее расположение и чувствительность микрофонов — эти для басов, эти для высоких частот, эти близкие, эти подальше — для эффекта объема помещения. Так они должны стоять все дни, пока записывается диск. Для каждого инструмента свои точки — для фортепиано соло одни, для квартета или оркестра — совсем другие.
Начинается запись. Звукорежиссёр из создателя объемной звуковой картинки сразу превращается в педагога. У него под рукой свой экземпляр нотного текста, и он во время записи дубля ставит там метки — плюсы, минусы и номер дубля. В конце записи ноты испещрены карандашными пометками.
Люди в музыке. Звукорежиссёры
Звукорежиссёр после каждого дубля подсказывает исполнителю, что можно исправить, где была неудача, а где наоборот, вышло и качественно, и вдохновенно (что в условиях студии требует особого мастерства). Музыкант приходит в аппаратную, слушает результат собственной игры, ужасается, идёт обратно и пытается хоть что-то с этим сделать…
Звукорежиссёр не теряет концентрацию ни на долю секунды. Здесь у исполнителя случилась фальшивая нота, а здесь банкетка скрипнула, здесь педаль звякнула, а здесь муха у микрофона пролетела (редко, но и такое бывает!) — и на отслеживание всего этого — помимо художественного результата! — должны быть настроены эти фантастические уши! Я всегда говорю, что слух у звукорежиссёра как у летучей мыши — он слышит то, что обычному человеку недоступно.
И все же звукорежиссёр — прежде всего не ловец фантомных стуков и скрипов, а настоящий музыкант с прекрасно развитым вкусом. Он подсказывает исполнителю звуковые решения, следит за естественностью фразировки и так далее, то есть фактически помогает артисту услышать себя со стороны — ведь студийное время ограничено и после каждого дубля из студии в аппаратную не набегаешься. Артист ему за это очень благодарен, и главное в совместной работе — это совпадение вкусов, доверие друг другу. Звукорежиссер — обладатель огромного музыкального кругозора и одновременно технических знаний о звуке и аппаратуре. Часто он ещё и монтирует запись после сессии — и это отдельная долгая и кропотливая работа.
Это одна из самых творческих, интересных и глубоких музыкальных специальностей, мастера которой вызывают мое абсолютное восхищение!

Последние выпуски программы

Котики

Этот выпуск «Дневника пианистки» просто не мог не появиться на свет! Это будет совсем нетипичный выпуск. Очень домашний и личный.

Горные лыжи

Я всегда была уверена, что некоторые виды спорта — не для музыкантов.

Зачем мы выходим на сцену?

Существует огромное количество причин, по которым музыкант — юный или не очень — хочет выйти на сцену. Мотивации растут вместе с человеком.