Люди в музыке. Звукорежиссёры
Выпуск 20
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Приходит музыкант в студию, чтобы делать запись. Там сначала идёт подготовка, настройка микрофонов — как их расставить, как выставить все параметры на пульте. Звукорежиссер находится в аппаратной и определяет наилучшее расположение и чувствительность микрофонов — эти для басов, эти для высоких частот, эти близкие, эти подальше — для эффекта объема помещения. Так они должны стоять все дни, пока записывается диск. Для каждого инструмента свои точки — для фортепиано соло одни, для квартета или оркестра — совсем другие.
Начинается запись. Звукорежиссёр из создателя объемной звуковой картинки сразу превращается в педагога. У него под рукой свой экземпляр нотного текста, и он во время записи дубля ставит там метки — плюсы, минусы и номер дубля. В конце записи ноты испещрены карандашными пометками.
Звукорежиссёр после каждого дубля подсказывает исполнителю, что можно исправить, где была неудача, а где наоборот, вышло и качественно, и вдохновенно (что в условиях студии требует особого мастерства). Музыкант приходит в аппаратную, слушает результат собственной игры, ужасается, идёт обратно и пытается хоть что-то с этим сделать…
Звукорежиссёр не теряет концентрацию ни на долю секунды. Здесь у исполнителя случилась фальшивая нота, а здесь банкетка скрипнула, здесь педаль звякнула, а здесь муха у микрофона пролетела (редко, но и такое бывает!) — и на отслеживание всего этого — помимо художественного результата! — должны быть настроены эти фантастические уши! Я всегда говорю, что слух у звукорежиссёра как у летучей мыши — он слышит то, что обычному человеку недоступно.
И все же звукорежиссёр — прежде всего не ловец фантомных стуков и скрипов, а настоящий музыкант с прекрасно развитым вкусом. Он подсказывает исполнителю звуковые решения, следит за естественностью фразировки и так далее, то есть фактически помогает артисту услышать себя со стороны — ведь студийное время ограничено и после каждого дубля из студии в аппаратную не набегаешься. Артист ему за это очень благодарен, и главное в совместной работе — это совпадение вкусов, доверие друг другу. Звукорежиссер — обладатель огромного музыкального кругозора и одновременно технических знаний о звуке и аппаратуре. Часто он ещё и монтирует запись после сессии — и это отдельная долгая и кропотливая работа.
Это одна из самых творческих, интересных и глубоких музыкальных специальностей, мастера которой вызывают мое абсолютное восхищение!