Люди в музыке. Мастера
Выпуск 19
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мастера бывают разными — специалистами по струнно-смычковым инструментам, по духовым и по всем остальным. Ну, а в моём случае — это фортепианные мастера, их ещё называют настройщиками; но это слово не подходит настоящим знатокам сложнейших устройств — роялей и пианино. Несмотря на их кажущуюся неодушевленность, мы относимся к инструменту как к живому существу, которое может быть на пике формы, а может приболеть или просто закапризничать, и руки и знания мастера приходят ему на помощь.
Вы удивитесь, но подавляющее большинство пианистов не могут сами даже на элементарном уровне привести в порядок свой инструмент — слишком сложно он устроен, слишком тонкий слух и специфические навыки нужны для настройки, а особенно регулировки механики и интонировки. Но это именно то, что даёт концертному роялю потенциальную возможность петь и сверкать всеми регистрами своего диапазона под пальцами виртуоза. Какое наслаждение прикасаться к роялю после того, как над ним колдовал Мастер, исправлял малейшие неровности и одному ему слышимые недочеты. Инструмент, когда он в идеальном состоянии, становится больше чем просто инструментом, он сам начинает подсказывать решения, вдохновляет на поиск и импровизацию. Фабрика, на которой появляются на свет рояли — в наши дни уже не просто ремесленный цех, а настоящий высокотехнологичный НИИ изучения возникновения и продления фортепианного звука с помощью молоточка, струны, деки и многого другого. Помню, какие необычные ощущения испытала однажды там, в специальной камере без акустики, обитой особыми звукопоглощающими материалами — даже звук собственного голоса было трудно узнать.
Фортепианный мастер всегда дежурит на сессии звукозаписи — если на концерте что-то исправить можно только в антракте, то в студии помощь мастера требуется постоянно, чтобы на итоговом варианте записи, состоящей из множества дублей, строй инструмента был бы неизменно идеален.
Мастера — люди одновременно из мира искусства и техники. От хорошего мастера зависит едва ли не половина итогового сценического результата. Поэтому великие пианисты всегда ездят на гастроли со своими настройщиками. То есть, конечно, настоящими мастерами своего дела.
Прекрасная это музыкальная профессия. В нашей стране сейчас есть нехватка фортепианных мастеров, и я бы мечтала, чтобы была создана для них настоящая школа.