Люди в музыке. Музыковеды, музыкальные журналисты, критики
Выпуск 17
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Особые люди, особые взгляды, особые отношения. Невероятно ценные для артиста критические замечания и убийственные рецензии — все это они. Исследования о музыке, изучение всевозможных музыкально-теоретических наук, осмысление и подведение теоретической базы под искусство творцов — это все тоже они. Умники и умницы, интеллектуалы, они всегда трудятся рядом с представителями других музыкальных специальностей — и с композиторами, и с исполнителями.
Каждый из них когда-то начинал с освоения музыкального инструмента на серьезном профессиональном уровне. И проявив недюжинные слуховые, аналитические и интеллектуальные способности, в определенный момент избрал стезю музыковедения. Пройдя сложнейшее обучение, узнав все секреты устройства музыки, молодой специалист оказывается перед развилкой многих дорог. Можно заняться наукой, а можно прикладными видами деятельности. Можно писать, а можно говорить о музыке.
Отношения творцов и критиков никогда не были простыми — можно вспомнить огромное количество примеров, как молодые и не очень композиторы страдали
от резких и зачастую очень обидных высказываний в адрес их новых сочинений и их дарований в целом. Однако эти драматические истории теперь очень вдохновляют юных музыкантов, сталкивающихся с той или иной критикой в начале пути.
Но были и совсем другие критики — например, вдохновитель и идеолог Могучей кучки Владимир Васильевич Стасов.
Музыканту всегда нужны доброжелательные уши, которым он может доверять. Педагог ведь тоже по сути критикует игру ученика, но он своей критикой желает ученику роста, ставя цели и помогая их добиваться, и мы верим в благие намерения учителя. Когда критика конструктивна и высказана доброжелательно и аргументированно — любой артист будет благодарен за такой отзыв квалифицированного специалиста.
У больших артистов чаще всего совсем немного тех, чьему вкусу и опыту они могут по-настоящему доверять. Я сейчас говорю с позиции солиста, конечно; но знаю точно, что обидные хлесткие отзывы ради красного словца в статье еще никому из артистов не помогли стать лучше. А вот честному, справедливому и уважительному слову компетентного коллеги мы всегда рады. Да здравствуют творческие содружества композиторов, артистов и критиков! Что вовсе не должно означать кукушку, хвалящую петуха, и наоборот.