Люди в музыке. Концертмейстеры
Выпуск 16
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Одна из самых распространённых и многообразных музыкальных профессий. Концертмейстеры — настоящие труженики фортепианного искусства, как жаль, что так часто недооцененные — и морально, и материально… Верная поддержка солисту, за годы сотрудничества становятся практически как родственники, самые близкие люди для певцов и инструменталистов. Такие же дипломированные специалисты, как и любой концертирующий солист-пианист.
Уточню, что мы не должны в этой ситуации путать людей этой профессии с концертмейстером оркестра; в оркестре концертмейстер — это первая скрипка, а мы сейчас говорим о пианистах-аккомпаниаторах.
У концертмейстеров есть свои узкие специализации: концертмейстер солиста-виолончелиста — это одна задача, а концертмейстер в вокальном классе — совсем другая.
Вообще концертмейстер в учебном процессе выступает не просто в роли сопровождения, а ещё и как правая рука педагога, помогая ему не только как аккомпаниатор, но и как опытный музыкант, знающий, где помочь солисту в плане ансамбля и уже изучивший специфику преподавания, так что иной раз мог бы и сам урок провести.
А некоторые оперные концертмейстеры называются специальным английским словом «коуч», то есть наставник — они выучивают с певцом текст его роли и даже прорабатывают с ним детали произношения на том или ином языке. Прежде, чем певец выйдет репетировать с оркестром, он уже заранее представляет себе всю канву музыкального текста благодаря работе концертмейстера, который играл ему всю оркестровую партию в переложении для фортепиано.
Отдельные специализации — концертмейстер в балете; концертмейстер хора.
Концертмейстер ещё и психолог — солисту нужна гарантированная поддержка, он должен знать, что концертмейстер выручит, что бы ни случилось. Концертмейстер часто берет на себя и дирижерские задачи — задать верный темп, гибко следовать за любой прихотливой фразировкой солиста. И наоборот, когда солист выступает с оркестром — мы говорим, что этот дирижёр — прекрасный аккомпаниатор. Только в его руках уже не фортепиано, а целый оркестр.
Пианист-концертмейстер — потрясающе интересная профессия. Ему под силу стать целым оркестром — или создавать вдвоём с певцом тончайшие, интимные образы камерной вокальной лирики.
Он может бережно работать с начинающим малышом — а может блистать на лучших сценах вместе со звёздным солистом. А если захочет — то может выйти и сыграть и соло.
Ведь талантливый человек талантлив во всем, и наши дорогие концертмейстеры тому прекрасное доказательство.