Люди в музыке. Композиторы
Выпуск 13
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Истинные творцы, в отличие от исполнителей. Те, кто наделен сверхспособностью подключаться к ноосфере, вслушиваться в звуки мироздания и придавать им очертания нотных знаков. С большинством из них, великих, живших в прежние эпохи, мы, исполнители их музыки, общаемся только мысленно, иногда они нам (мне уж точно) даже укоризненно снятся. Они кумиры, они боги, они властители дум. А ныне живущие авторы — их прямые наследники.
Как можно научиться этому искусству, которое больше похоже на магию? Из ничего создать звуковые истории, заставляющие нас сопереживать всей душой и подниматься к высотам человеческого духа. Однако и в этом, казалось бы, неуловимом процессе есть свои секреты мастерства, есть даже своё ремесло. Композиторы — самые интеллектуальные из всех музыкальных специальностей, рядом с ними могут стоять лишь музыковеды.
Композитор должен обладать огромным арсеналом теоретических знаний — сольфеджио, теория музыки, гармония, контрапункт, музыкальная форма, инструментовка и многие другие дисциплины входят в обязательную программу обучения композитора. Но все эти знания во благо только тогда, когда у композитора есть свой художественный мир, свой индивидуальный музыкальный язык, когда ему есть что сказать в звуках.
Композитору необходимо вдохновение, как и любому творцу. Но, как говорил Пётр Ильич Чайковский, вдохновение не приходит к ленивым. А строчку Анны Андреевны Ахматовой — «когда б Вы знали, из какого сора/Растут стихи, не ведая стыда» — можно применить вообще к любому творческому процессу. К услугам современного композитора — сотни музыкальных жанров и стилей, современные технические средства, позволяющие музыке звучать даже без помощи исполнителей. Однако, чтобы музыка стала по-настоящему живой, без живых музыкантов-исполнителей композиторам не обойтись даже в наше инновационное время.
А уж исполнители без композиторов и просто никуда. Третья составляющая рождения музыки — это его величество слушатель, и о нем мы поговорим в следующий раз.