Люди в музыке. Дирижёры

Выпуск 11
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Наши маэстро. Слово «маэстро» в переводе с итальянского языка означает «учитель». И действительно, у больших музыкантов учишься каждую минуту — на сцене и вне её.
Как важен для юного музыканта первый момент встречи с оркестром и его предводителем, как необходимо, чтобы это знакомство с новым музыкальным миром состоялось в дружественной обстановке, а дирижёр был бы учителем в самом прямом смысле слова!
Моим первым дирижёром был Владимир Семёнович Богорад, замечательный музыкант и человек. А затем было много дирижёров — хороших и разных.
Как здорово быть на одной сцене с дирижёрами, с которыми музыка будто бы рождается сама собой, без усилий и видимых забот о приземлённом «цузаммене», как говорят музыканты, то есть о будничной задаче просто-напросто сойтись вместе. С теми, с которыми как у Христа за пазухой. С теми, с которыми ты будто бы летишь на подводных крыльях, уверенно и прочно держащих тебя на поверхности и создающих общий музыкальный поток.
Не всегда просто найти общий язык с теми руководителями, которые преследуют одну цель под названием «обслужить солиста». В этом случае всё приходится тащить на себе, нет энергообмена.
Случается и вовсе как в басне «Лебедь, рак и щука»: солист делает одно, дирижёр — что-то другое, а оркестр играет, как он сам считает нужным, пытаясь прислушиваться к солисту в обход дирижёра (ведь оркестранты считают солистов более «классово близкими» себе, чем дирижёров, и часто берут сторону солиста). К счастью, такие ситуации всё же крайне редки!
Дирижёр, помимо всех своих профессиональных качеств, должен обладать огромным даром убеждения и харизмой. Ведь чтобы обратить на свою сторону сначала сотню опытных профессионалов, а затем и тысячи слушателей, нужны недюжинная воля, выдержка и талант. А если уж оркестр не только зауважал, но и искренне полюбил своего дирижёра, значит, он настоящий Маэстро в полном смысле слова: учитель, друг и соратник.

Последние выпуски программы

Музыкальное братство

Пока мы совсем юные, учимся в специальных учебных заведениях и дружим с однокашниками, может показаться, что это действительно похоже на искреннее братство — все увлечены одним и тем же делом, все любят музыку, все много трудятся, большинство настроено на успешную учёбу.

А судьи кто?

А судьи кто? Это важный и непростой вопрос, на который должен себе ответить каждый, кто берётся оценивать молодых коллег. Поскольку игра на музыкальном инструменте — искусство, а не спорт, то не существует точно измеримых критериев в духе «быстрее, выше, сильнее».

Города и люди

Я воспринимаю города не по красоте их архитектуры или историческому значению. Вернее, все это важно, но даже самый обыкновенный город может стать любимым, если там мне хорошо играется, если там меня любят и ждут снова, и наоборот: впечатление даже от самого прекрасного города может быть подпорчено, если я сама недовольна тем, как там прошел последний концерт.