Люди в музыке. Дирижёры

Выпуск 11
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Наши маэстро. Слово «маэстро» в переводе с итальянского языка означает «учитель». И действительно, у больших музыкантов учишься каждую минуту — на сцене и вне её.
Как важен для юного музыканта первый момент встречи с оркестром и его предводителем, как необходимо, чтобы это знакомство с новым музыкальным миром состоялось в дружественной обстановке, а дирижёр был бы учителем в самом прямом смысле слова!
Моим первым дирижёром был Владимир Семёнович Богорад, замечательный музыкант и человек. А затем было много дирижёров — хороших и разных.
Как здорово быть на одной сцене с дирижёрами, с которыми музыка будто бы рождается сама собой, без усилий и видимых забот о приземлённом «цузаммене», как говорят музыканты, то есть о будничной задаче просто-напросто сойтись вместе. С теми, с которыми как у Христа за пазухой. С теми, с которыми ты будто бы летишь на подводных крыльях, уверенно и прочно держащих тебя на поверхности и создающих общий музыкальный поток.
Не всегда просто найти общий язык с теми руководителями, которые преследуют одну цель под названием «обслужить солиста». В этом случае всё приходится тащить на себе, нет энергообмена.
Случается и вовсе как в басне «Лебедь, рак и щука»: солист делает одно, дирижёр — что-то другое, а оркестр играет, как он сам считает нужным, пытаясь прислушиваться к солисту в обход дирижёра (ведь оркестранты считают солистов более «классово близкими» себе, чем дирижёров, и часто берут сторону солиста). К счастью, такие ситуации всё же крайне редки!
Дирижёр, помимо всех своих профессиональных качеств, должен обладать огромным даром убеждения и харизмой. Ведь чтобы обратить на свою сторону сначала сотню опытных профессионалов, а затем и тысячи слушателей, нужны недюжинная воля, выдержка и талант. А если уж оркестр не только зауважал, но и искренне полюбил своего дирижёра, значит, он настоящий Маэстро в полном смысле слова: учитель, друг и соратник.

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.