Люди в музыке. Учителя

Выпуск 9
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В музыке очень много разных людей.
Всё начинается с учителя.
Это же невероятно, сколько нужно вложить в маленького человека, чтобы он впоследствии стал музыкантом! Начальный этап — не испортить, поставить руки-ноги-корпус-локти и так далее. Затем, позже, дать настоящую базу, школу, на которой потом всю жизнь будет строиться искусство исполнителя и без которой нельзя вообще говорить о мастерстве. Заложить основы вкуса и стиля, научить выходить на сцену, справляться с нервами — да практически всему должен научить ребёнка учитель до консерватории!
Зачастую это разные люди. Ведь обучение начинающего малыша или работа с завтрашним абитуриентом вуза — это фактически две разные профессии.
Учителя начального этапа — подвижники. Они буквально лепят ручки юного музыканта, налаживают движения так, чтобы избежать мышечных зажимов (то есть фактически на них ещё и ответственность за здоровье ученика), объясняют ему азы нашего искусства на техническом и эмоциональном уровне. И эти первые навыки остаются навсегда. Как важно, чтобы они были верными помощниками на всю жизнь!
Затем, после окончания ДМШ, ученик поступает в училище или колледж и переходит к другому педагогу. Работа над звуком, формой, концепцией и другими важными элементами выходит на новый, более осознанный (в соответствии с возрастом) уровень.
Но случается, что весь довузовский путь юный музыкант проходит под руководством одного учителя. И поразительно, каким универсальным должен быть этот наставник и в плане технологии игры, и как музыкант.
Затем, в вузе, общение более творческое, уже не столь детализированное в плане внимания к технологии. Зато вовсю работа над художественными вопросами, поиски себя, своего пути, своих принципов и идеалов.
И завершающий этап обучения уже взрослого профессионала — ассистентура-стажировка (так у музыкантов-исполнителей называется послевузовское обучение) — огранка, шлифовка.
Низкий поклон всем нашим Учителям!

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.