Дихотомии
Выпуск 6
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Говорят, у Ахматовой был любимый тест для новых знакомых:
— Чай или кофе?
— Кошка или собака?
— Пастернак или Мандельштам?
Ключ к тесту таков. Анна Андреевна считала, что два полюса человеческой натуры в самом деле легко определить при помощи этих трёх дихотомий. Два наиболее выраженных варианта — «чай, собака, Пастернак» и «кофе, кошка, Мандельштам» — во всём противостоят друг другу. Набор «чай, собака, Пастернак» изобличал человека надёжного, но простоватого — психически нормальную личность, отличающуюся оптимизмом и душевным здоровьем; «кофе, кошка, Мандельштам» — человека более изысканного, но менее нравственного. «Кофе, кошка, Мандельштам» — питерский полюс; «чай, собака, Пастернак» — московский.
Можно, конечно, спорить с великим русским поэтом на тему этих попыток «раскусить» людей в духе соционики. Однако есть над чем задуматься в плане дихотомии «Пастернак — Мандельштам». Ведь это далеко не единственное противопоставление в истории искусств. Более того, закон парных случаев работает повсеместно.
В музыке сплошные пары. Бах — Гендель. Моцарт — Бетховен. Шопен — Шуман. Дебюсси — Равель. Прокофьев — Шостакович.
Чайковский — Брамс. Ставлю эту пару отдельно.
Какие-то из этих пар единомышленники. Например, Шопен и Шуман, относившиеся друг к другу с интересом и уважением, взаимно посвящавшие сочинения друг другу, хотя вовсе не стоит сводить их художественные отношения к простой дружбе.
Некоторые, как Моцарт и Бетховен, во многом как метафорические отец и сын. Оба — представители того течения в искусстве, которое мы знаем как венскую классическую школу. На непросвещённый или детский взгляд, почти неотличимы друг от друга. Но при более глубоком изучении можно сказать, что нет двух столь несхожих творцов в рамках одного художественного стиля.
И особая «пара» (ставлю кавычки) — Чайковский — Брамс. Между ними уж и просто кармическая связь: общий день рождения и множество пересечений. При этом — полное неприятие немецкого коллеги со стороны Чайковского, выраженное во множестве язвительных письменных свидетельств, и тем не менее глубинное сходство во многих аспектах творчества.
Такие пары можно составлять не только в рамках одного вида искусства. Можно смело объединить в пары Моцарта и Пушкина, Чайковского и Толстого, Баха и Леонардо. Такие сопоставления, гармоничные или парадоксальные, — всегда тема для размышлений и более глубокого понимания особенностей каждого из участников пары по простому принципу поиска сходств и различий.
Да и в нашей обыденной жизни часто ситуации происходят по закону парных случаев, пусть это и не имеет прямого отношения к искусству.
А вы замечали проявления этого загадочного неписаного закона?