Урок восхищения

Выпуск 5
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Однажды волею и благосклонностью судьбы мне посчастливилось присутствовать на первом уроке маэстро Даниила Крамера с молодым музыкантом, имеющим хорошее классическое образование: девятнадцатилетний молодой человек увлёкся джазом и хотел понять, как ему правильно двигаться по новому пути. Для него это была большая удача, а для меня — день счастливого удивления!
Было просто поразительно, сколько нового о джазе я узнала. Причём именно в обоих значениях этого слова: узнала новое и узнала в лицо хорошо знакомое, только в другом ракурсе, в другой системе, но в тех же общих координатах искусства! Мои, к сожалению, не воспитанные и не приученные в нужной мере к джазу уши и мои аналитические навыки, настроенные на определённую академическую стилистику, вдруг обнаружили прекрасную бездну новой информации и новой эстетики.
Правда, временами, когда маэстро увлекался и начинал импровизировать, мой логический анализ отключался. Я просто улетала в ритмический поток, практически неведомый академическому исполнителю, и заново слышала звук хорошо знакомого мне рояля, которому, как мне показалось, джаз идёт даже больше, чем классика. Хотя я прекрасно понимаю, что дело не в рояле, а в пианисте!
Как это звучало! Какой воздух был в агогике, какая сочность и естественность гармоний, какое чувство ритма, драйва, свинга, какая независимость рук, какой вкус потрясающий!
Урок восхищения
Мой восторженный тон легко понять. Происходящее было для меня открытием, откровением, притом что язык, на котором маэстро говорил с нами, объясняя базовые понятия, был близок и понятен, иначе изумление моё было бы более озадаченным и молчаливым. А так, поскольку осознать происходящее получалось благодаря тому общему, что есть у джаза и классического исполнительства, впечатление моё совершенно осознанное.
Когда музыкант высочайшего уровня мастерства готов делиться своим знанием, опытом и пониманием, да ещё и так щедро и с такой любовью к музыке, и не как-то школьно-сухо-схоластически, а так вдохновенно и восторженно по отношению к искусству — в эти моменты я ощущаю себя в идеальном мире, в котором царит гармония и добро.
Спасибо Даниилу Борисовичу за этот необыкновенный «урок восхищения», за талант, мастерство и мудрость!

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.