Откуда появляется музыка

Выпуск 4
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Наверное, изначально вся возможная на свете музыка, то есть все сочетания двенадцати нот и бесчисленного множества ритмов, существует где-то в ноосфере. А композиторы — это приёмники тонких вибраций, умеющие извлекать её из этого информационного бульона, записывать её нотами на бумаге, тем самым материализуя в осязаемой форме.
Затем в дело вступает исполнитель. Когда-то композитором и исполнителем был один и тот же человек. Затем, когда музыка усложнилась настолько, что для её исполнения стали требоваться ансамбли, оркестры и виртуозные солисты, роли разделились.
Но и это ещё не всё. Музыка не рождается, пока у неё нет слушателя. Без исполнителя ноты — только лишь текст, без слушателя звуки — только лишь факт колебаний воздуха.
И вот здесь начинается магия. Уже на уровне контакта «авторский текст — исполнитель» возможно неисчислимое количество интерпретаций. Сколько исполнителей — столько и версий! Но дело в том, что и каждый слушатель создаёт свою собственную версию восприятия исполнения. Если один исполнитель играет для тысячи людей в зале, это будет тысяча разных исполнений. Звуки преломляются в сознании каждого слушателя в зависимости от его опыта, отношения к автору, к личности исполнителя, сиюминутного настроения и даже самочувствия, в конце концов!
Слушатели друг от друга отличаются намного сильнее, чем исполнители. Ведь исполнители все профессионалы своего дела, разброс же слушательской подготовки — от человека, впервые в жизни пришедшего на концерт, до энциклопедически образованного специалиста. И вот в сознании каждого из этой тысячи людей возникает свой вариант музыки. Кто-то сужает услышанное до ограниченности своего восприятия. Бывает и наоборот: слушатель обогащает услышанное своим внутренним миром, и в таком случае мы можем считать его полноправным творческим соучастником процесса рождения музыки! На своём уровне и исполнитель может сузить авторский замысел, а может и придать ему неведомую прежде глубину. Вся эта бесконечная череда комбинаций музыкальных миров разных участников процесса неосязаема и эфемерна, а главное — совершенно неповторима.

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.