Ирина Катаева-Эмар: «Для меня радость — разделять!»
26 марта 2017
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В гостях у Татьяны Цветковской — замечательная пианистка, профессор Национальной школы музыки и танца (Париж-Эври) Ирина Катаева.
Ирина Катаева: «Когда я приехала во Францию, я знала лично трех людей — Пьер Булез, Оливье Мессиан и мадам Помпиду. Потом я столь тесно работала с Дьердем Лигети, что он даже написал знаменитый этюд Pour Irina».
С 2012 года Ирина Катаева является художественным руководителем фестиваля «Музыкальные встречи в Обтере» (Франция).
Ирина Катаева: «Как все родители гордятся своими детьми, так я невероятно горжусь фестивалем, который я создала. Когда я в 1985 году приехала во Францию, я увидела, что Святослав Рихтер играет на фестивале в Гранж-де-Меле, и первое, что сделала — поехала туда с мужем. У нас в России уважение к музыке, к концертным залам — это традиция. А там я оказалась перед громадным амбаром, в котором играл Святослав Рихтер! Вокруг поля, леса. Но это сочетание дает какую-то цельность восприятия. И в 2011 году я приехала в район замков на Луаре, потому что случайно узнала, что там находится могила Леонардо да Винчи. Особых планов не было. Агент по недвижимости привез меня в небольшой замок XV–XVI века. До того, как я в него вошла, я увидела два традиционных амбара. Я вошла в первый амбар и сразу поняла: это концертный зал».
Тридцать лет Ирина Катаева живет во Франции, но не порывает связи с Россией.
Ирина Катаева: «Что в жизни самое главное? У нас есть два пути — или к себе, или от себя. Или мы накопляем, или мы разделяем. Наверное, по моей эстетике воспитания, по культуре для меня всегда радость — разделять. Благодаря замечательной, инициативной женщине, пианистке-педагогу Елене Квитковской Нижний Новгород создал конкурс „Концертино“. Я оказалась там впервые в 2009 году. Меня поразило количество ребят, которые приезжают туда со всей России. Был шок — люди летят по 7 часов, чтобы участвовать в этом конкурсе! Это, наверное, наше русское счастье».