«Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре»

  • 7 ноября 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В Большом зале консерватории в рамках консерваторского проекта «Возрождение русской оперной классики» будет воссоздана одноактная опера Сергея Василенко «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре». Это произведение стало дипломной работой молодого композитора. В мае 1901 года на выпускном экзамене масштабную партитуру в 300 страниц в переложении для двух роялей исполнили Александр Гольденвейзер и автор Сергей Василенко. После прослушивания по правилам должно было состояться закрытое обсуждение, но директор консерватории Василий Сафонов объявил: «У нас не может быть совещания. Мы прослушали произведение крупного мастера, произведение мирового масштаба». Василенко получил диплом 1-й степени и золотую медаль. В следующем году кантата была с успехом исполнена под управлением Василия Сафонова, а еще через год поставлена в виде оперы на сцене Солодовниковского театра. Эскизы декораций написал художник Апполинарий Васнецов. Любопытно, что в то же самое время этот сюжет разрабатывал Римский-Корсаков. В 1903 году, во время своих концертов в Москве композитор специально встретился с Василенко, чтобы познакомиться с его музыкой. Эта встреча успокоила обоих — трактовка сюжета оказалась совершенно разной. Разной оказалась и судьба этих произведений — если опера Римского-Корсакова уже больше века буквально не сходит с оперных сцен, то партитура Василенко так и не была издана, и с момента премьеры эта опера театральной сцены не видела. Такая несправедливость будет хотя бы отчасти исправлена сегодня в Большом зале консерватории. «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре» Сергея Василенко прозвучит в исполнении Камерного хора и Камерного оркестра Московской консерватории под управлением Феликса Коробова и солистов ведущих оперных театров столицы.
В Малом зале консерватории продолжается VIII Большой литературно-музыкальный фестиваль «Рихтеровские встречи». В исполнении пианиста Владимира Овчинникова и солиста театра «Геликон-опера» Дмитрия Скорикова прозвучат фортепианные произведения Рахманинова и романсы Чайковского. Вступительное слово произнесет профессор Всеволод Задерацкий.
В Светлановском зале Московского международного дома музыки вечные гамлетовские вопросы будут поставлены в спектакле-концерте по пьесе Шекспира с музыкой Дмитрия Шостаковича. Автор идеи — Евгений Миронов. Для него это уже третий опыт исполнения «Гамлета» на сцене: актер участвовал в постановке Петера Штайна, а также в спектакле Робера Лепажа. На этот раз он выступает в качестве чтеца, чье слово драматургически вплетено в музыку Дмитрия Шостаковича, которая звучит в исполнении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета.
А в Большом зале Зарядья Российский национальный оркестр под управлением Кристиана Кнаппа исполняет музыку Сибелиуса — одно из самых известных и загадочных его произведений — симфоническую поэму «Сага», «Вариации на тему рококо» Чайковского и Четвертую симфонию Малера, выросшую из детской песенки «Небесная жизнь». Солисты — виолончелист Иван Сендецкий и сопрано Лилия Гайсина.

Последние выпуски программы

Музыка Чайковского, Моцарта и Прокофьева

Вальсы Штрауса и русские романсы, хоровые сочинения Свиридова и балетная музыка Прокофьева, симфонические полотна Рахманинова и киномузыка Шнитке и Таривердиева — музыкальная палитра вечера 6 марта разнообразна и многокрасочна.

Три Баха

Наступление весны, радостное ожидание тепла и приближение праздника 8 марта, безусловно, отражается в концертных программах первых весенних дней. Впрочем, случаются и исключения.

День рождения Юрия Симонова

День рождения прославленного маэстро, дань уважения выдающимся артистам прошлого и дебют на филармонической сцене молодой талантливой пианистки — концертные программы 4 марта полны контрастов и неожиданных поворотов.