«Картинки с выставки»
31 октября 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Малом зале консерватории — клавирабенд героя ХVII конкурса имени Чайковского. Пианист Сергей Давыдченко в рамках VIII Большого литературно-музыкального фестиваля «Рихтеровские встречи» играет «Картинки с выставки» Мусоргского и Восьмую сонату Прокофьева. Билеты, правда, проданы задолго до сегодняшнего вечера, но ведь иногда все же случаются чудеса?
В Концертном зале имени Чайковского открывается третий сезон проекта «Вещь в себе». Этот просветительский абонемент Московской филармонии, посвящённый загадкам истории музыки ХХ столетия, с самого начала вызвал горячий интерес широкой публики. Ведущий и автор цикла Ярослав Тимофеев умеет ясно и убедительно рассказывать об очень сложных вещах. В одном из интервью он признался: «Музыка — очень странная, таинственная сфера. Мы знаем, как она устроена, но не знаем, почему одни плачут от Чайковского и Моцарта, а другие испытывают совершенно иные эмоции во время прослушивания той же музыки. Как это все срабатывает, почему колебание воздуха вдруг проникает в нашу подкорку — все еще тайна. Мне это интересно». Сегодняшний концерт посвящен знаменитому скрипичному концерту Альбана Берга «Памяти ангела», импульсом к созданию которого стала трагическая смерть 18-летней Манон Гропиус, изумительно красивой девушки, которую Берг знал с самого детства. Эта партитура стала последним законченным сочинением Берга, в нем заключено множество скрытых смыслов, расшифровать которые помогут ведущий Ярослав Тимофеев, скрипачка Елена Ревич и Российский национальный оркестр под руководством Александра Рудина.
В Зарядье этим вечером — мир музыкальных иллюзий и миражей ХХI века. Финский композитор Кайя Саариахо погружает слушателя в сферу экспрессивных театральных образов в скрипичном концерте «Театр Грааля». Наш соотечественник, глава Центра электроакустической музыки Московской консерватории Николай Попов создает «Миражи», смешивая акустическое и синтезированное звучание. Произведение американского минималиста Джона Адамса Shaker Loops выросло из его же пьесы, изображающей рябь на воде. Еще один российский автор — Владимир Мартынов, некогда провозгласивший «конец времени композиторов», сегодня принесет «Благую весть». Это премьера его нового сочинения, в котором соединяютсмя перезвоны церковных колоколов с небесным мажорным звучанием струнных и сияющим соло трубы. На сцене Зарядья в этот вечер — OpensoundOrchestra, дирижёр Станислав Малышев, солисты Елена Ревич (скрипка) и Михаил Гайдук (труба)
А в Большом зале консерватории — грандиозное посвящение маэстро Мстиславу Ростроповичу. В концерте заняты мощные исполнительские силы — Госоркестр России имени Светланова, Хор имени Свешникова, Госкапелла имени Юрлова, яркие солисты — сопрано Светлана Лачина, тенор Олег Долгов, баритон Эльчин Азизов и итальянский дирижёр Франческо Оммассини. В программе — две части из знаменитой трилогии Отторино Респиги — «Фонтаны Рима» и «Пинии Рима», а также поэма Сергея Рахманинова «Колокола» для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра.