Опера «Пиковая дама»
20 октября 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
22 октября в воскресенье в Концертном зале имени Чайковского коллектив Нижегородского театра оперы и балета под управлением Дмитрия Синьковского представит в Москве концертное исполнение оперы «Пиковая дама». Великое творение Чайковского открывает филармонический абонемент «Шедевры мировой оперы», который в этом сезоне полностью реализуется одной из самых амбициозных российских оперных трупп — нижегородским театром. С 1937 года этот театр носит имя Пушкина, и неудивительно, что к «Пиковой даме» здесь обращались неоднократно. Связь с этой оперой в театре даже считают мистической: повесть Пушкина была написана в Большом Болдине, в Нижегородской области, а один из домов графини Голицыной, ставшей прототипом главной героини, до сих пор стоит на Рождественской улице в Нижнем Новгороде. В 2022 году обновленный коллектив театра представил новую для нижегородцев постановку знаменитой оперы Чайковского — на Волгу переехал спектакль, созданный в 2007 году на Новой сцене Большого театра России творческим тандемом режиссера Валерия Фокина, художника Александра Боровского и дирижера Михаила Плетнева. Дмитрий Синьковский собрал в этом спектакле созвездие ярких молодых певцов, и теперь одна из самых успешных российских оперных команд представит шедевр Чайковского в Москве в концертном исполнении.
В пятницу 20 октября в Филармонии 2 пианист Борис Березовский продолжает свой бетховенский цикл. «Я — пианистический Гаргантюа, мне хочется играть много, и не только Бетховена, поэтому я буду разбавлять его сонаты эффектными и красивыми вкраплениями из музыки других авторов», — так объясняет идею программы Борис Березовский. Каждый такой концерт будет сюрпризом — иногда рядом с бетховенскими шедеврами будут звучать те, что совпадают по настроению и тональности, иногда контрастные, а иногда и вовсе редко исполняемые, но заслуживающие восхищения произведения других композиторов. На этот раз Борис Березовский исполнит 5, 6, 9 и 10 сонаты Бетховена, а также избранные транскрипции Рахманинова.
А в субботу 21 октября днем бетховенскую тему подхватят молодые коллеги мэтра. В Большом зале консерватории лауреаты международных конкурсов пианисты Наиль Мавлюдов и Антон Яшкин представят публике свое прочтение самых известных сонат великого композитора — Восьмую — «Патетическую», Двадцать первую — «Аврору», Четырнадцатую — «Лунную», Двадцать третью — «Аппассионату».
Парад оркестров в пятницу вечером, 20 октября, в Большом зале консерватории откроет Госоркестр России имени Евгения Светланова под управлением Дмитрия Юровского. В программе — симфоническая поэма «Спартак» Хачатуряна и Каприччио Стравинского (солист Филипп Копачевский).
В субботу, 21 октября, там же, в Большом зале консерватории Большой симфонический оркестр и маэстро Владимир Федосеев исполняют сюиту из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Метаморфозы» Ровнера.
В Светлановском зале Московского международного дома музыки этим же вечером Национальный филармонический оркестр России под управлением Арсентия Ткаченко представит программу из произведений Лядова и Чайковского (солист Арсений Тарасевич-Николаев).
В воскресенье, 22 октября в Большом зале консерватории Российский национальный оркестр под управлением Ивана Никифорчина играет Вагнера и Листа, солист — Алексей Мельников.
А днем раньше, в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии монументальную Вторую симфонию Густава Малера представит публике маэстро Ян Латам-Кёниг и Симфонический оркестр и Хор Московского театра Новая опера. Симфония получила название «Воскресение» — и не случайно. В переписке Малера есть такие строки: «Первая часть — великий вопрос: почему ты жил? Почему страдал? Неужели все это — только огромная страшная шутка?.. В чьей жизни хоть однажды раздался этот призыв, — тот должен дать какой-нибудь ответ; и этот ответ я даю в последней части». Решение для финала было найдено, когда Малер услышал потрясающий своим величием хорал на текст Фридриха Клопштока: «Ты воскреснешь, да, воскреснешь ты после сна недолгого».