XIII Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева
29 августа 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Прокофьевском зале Российского национального музея музыки 29 и 30 августа пройдут конкурсные прослушивания 1-го (Московского) тура ХIII Международного конкурса органистов имени М. Таривердиева. Второй и третий туры конкурса состоятся по традиции в Калининграде, куда наряду с победителями московского этапа прилетят те молодые органисты, кому улыбнулась удача на отборочных этапах первого тура в Германии и США.
В Светлановском зале Московского международного дома музыки — музыкально-литературная композиция с интригующим названием: «Ахматова и Маяковский: встреча, которой не было». Эта программа выросла из умной и страстной статьи Корнея Чуковского. Того самого Чуковского, которого большинство знают как детского писателя, и это, конечно, верно, но лишь отчасти. Это был большой писатель, чуткий исследователь русского языка, глубокий знаток литературы и искусства. Поразительно он пишет об этих поэтах: «Ахматова и Маяковский столь же враждебны друг другу, сколь враждебны эпохи, породившие их. Ахматова есть бережливая наследница всех драгоценнейших дореволюционных богатств русской словесной культуры. У нее множество предков: и Пушкин, и Баратынский, и Анненский. А Маяковский в каждой своей строке, в каждой букве есть порождение нынешней революционной эпохи, в нем ее верования, крики, провалы, экстазы. Предков у него никаких. Он сам предок и если чем силён, то потомками». И дальше — все углубляя и углубляя различия, в конце концов, Чуковский приходит к удивительному итогу: «Я же могу сказать, что, проверив себя до конца, отдав себе ясный отчет во всех своих литературных и не-литературных симпатиях, я, к своему удивлению, одинаково люблю их обоих: и Ахматову и Маяковского. Мне кажется, настало время синтеза этих обеих стихий. Порознь этим стихиям уже не быть, они неудержимо стремятся к слиянию». Вот из таких парадоксальных мыслей и вырос музыкально-поэтический спектакль с участием актеров Юлии Авшаровой и Юрия Анпилогова и знаменитых «Виртуозов Москвы», которыми будет дирижировать английский маэстро Джереми Уолкер. Уникальные архивные видеокадры для этой постановки предоставлены Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме и Государственным музеем Маяковского.
Изысканную камерную программу в уютном зале Москонцерта представят заслуженная артистка РФ скрипачка Леонора Дмитерко, пианист Александр Блок и музыковед Инна Василиади. «Высочайший профессионализм, феноменальная память, огненный темперамент и природный артистизм присущи Леоноре Дмитерко. Она живет музыкой». Так говорил о ней Андрей Эшпай. И не только говорил, но и посвящал ей свои сочинения. Программа концерта — своеобразное путешествие по разным музыкальным эпохам: от барокко до наших дней. Тут и Бах, и Шуберт, и Брамс, и Альбенис, и Чайковский, и Паганини, и Пьяццолла.
В «Новой опере» вечером 29 августа дают «Кармен». Эта опера бесповоротно завоевала весь мир — Хабанеру главной героини и Куплеты тореадора может напеть, пожалуй, каждый. Но, увы, автор этого не узнал — премьера оперы провалилась, зрители покидали зал, не досмотрев спектакль, а критики наперебой сочиняли разгромные статьи. Но уже очень скоро Чайковский написал: «По-моему, это в полном смысле шедевр… Я убежден, что лет через десять „Кармен“ будет самой популярной оперой в мире…». Так и случилось. Вот уже полтора века сочинение Бизе входит в топ оперных спектаклей в крупнейших театрах мира, а над секретом популярности «Кармен» продолжают размышлять композиторы, поэты, импресарио, ученые. Кстати, перед спектаклем состоится беседа, посвященная этому оперному шедевру.