Первая симфония Малера
23 июня 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
23 июня в пятницу, в Большом и Малом залах консерватории (у пианистов и скрипачей) стартует второй тур конкурса. Участников — меньше, напряжение — все выше, программы — продолжительнее (до одного часа) и предполагают большую свободу выбора, но в значительной степени ориентированы на творчество русских композиторов — прежде всего, конечно, Чайковского.
В Зарядье — очередной малеровский вечер. В Малом зале в 19:00 — лекция Романа Насонова о Первой симфонии Малера, а спустя час в Большом зале её исполнит Российский национальный оркестр под управлением Александра Рудина. Изначально симфония имела подзаголовок — «Титан», его композитор заимствовал из романа Жан-Поля, властителя дум нескольких поколений немецких читателей. Однако после премьеры в Гамбурге и Веймаре в 1894 году, Малер это заглавие снял и более к нему никогда не возвращался. Композитор убедился, что такая «подсказка» ведет слушателей по ложному пути. Но скрытая программа в этой симфонии все же была — она связана с бесконечными скитаниями Малера по провинциальным оперным сценам в качестве дирижёра, а главное, с его личными мучительными переживаниями несчастной любви.
24 июня в Малом зале Зарядья Квартет солистов оркестра Pratum Integrum — скрипачи Сергей Фильченко и Наталья Вязовская, альтист Сергей Тищенко и виолончелист Александр Гулин представляют изысканную камерную программу, в которой прозвучат произведения, написанные в России ХVIII века композиторами-иностранцами. Обретенные после двухсотлетнего забвения шедевры Керцелли, Жоржа, Тица, Эберля будут исполнены на исторических инструментах — подлинниках или копиях. В программе также квартет Моцарта «Диссонансы». Появление этого великого имени музыканты объясняют тем, что со слов русского посла в Вене графа Андрея Разумовского, Моцарт однажды выразил свою готовность работать в России. Увы, не сложилось…
В Большом зале Зарядье этим же субботним вечером знаменитые «Виртуозы Москвы» и два блистательных трубача — Вадим Эйленкриг и Кирилл Солдатов впервые выступают в совместной программе. Два отделения концерта будут поделены между двумя солистами, но в финале они обязательно сыграют вместе. Кирилл Солдатов в первом отделении исполнит российскую премьеру Концерта для трубы американского композитора Эрика Моралеса, один из ярчайших фрагментов балета «Нуреев» Радмира Шайхутдинова, а также произведения Пьяццоллы, Фролова, Боллинга. А Вадим Эйленкриг во втором отделении представит трубу в джазе — прозвучат знаменитые стандарты Роджерса, Уильямса, Дэвиса и собственные композиции музыканта.
В воскресенье 25 июня пианистка Юлия Стадлер в Рахманиновском зале консерватории играет сольную программу, посвященную 150-летию со дня рождения Рахманинова, с красивым названием «Элегическое». Прозвучат фортепианные сочинения Шопена, Шумана, Дебюсси, Гранадоса, Листа, Метнера, Глазунова, Черепнина, Сибелиуса, Скрябина, Чайковского и, конечно, Рахманинова.
А в Большом зале Зарядья воскресным вечером завершится Второй Московский джазовый фестиваль. Игорь Бутман, Московский джазовый оркестр и актер Алексей Гуськов представят новый совместный проект «Джаз от первого лица». Это своего рода «музыкальный документальный спектакль», тексты для которого подготовил историк джаза Кирилл Мошков. Это прямая речь создателей отечественного джаза и свидетельства непростых этапов его истории. В «Джазе от первого лица» сценическим партнёром Алексея Гуськова выступит джазовый биг-бэнд — семнадцать блестящих инструменталистов Московского джазового оркестра под руководством Игоря Бутмана.