Открытие ХVII международного конкурса имени Чайковского

19 июня 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 2023 году конкурс Чайковского празднует своё 65-летие. Его история началась в далеком 1958 году, тогда в нем участвовали представители лишь двух специальностей — фортепиано и скрипки, в 1962 году к ним добавилась виолончель, а еще четыре года спустя — сольное пение. На каждом из конкурсов кипели музыкальные страсти: публика буквально прорывалась на конкурсные прослушивания, чтобы услышать своих фаворитов, критики спорили с членами жюри, жюри было непоколебимо, а конкурсанты выходили на сцену лучших столичных залов и выступали на пределе своих возможностей. Шли годы, конкурс развивался, его юные лауреаты превращались в маститых музыкантов, нередко становились членами его жюри, в 2011 году конкурс впервые прошел в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге, а в 2019 году в состязание вступили музыканты-духовики. Неизменно одно — конкурс Чайковского был и остается одним из главных событий общественной и культурной жизни страны, да, пожалуй, и всего музыкального мира. Сегодня вечером в Большом зале консерватории — торжественное открытие ХVII конкурса.
Этим же вечером в Концертном зале имени Чайковского — завершение цикла концертов «Musica sacra nova. Духовная музыка из бывшего СССР». Основу первых двух программ цикла составили произведения композиторов, родившихся в конце 1920-х — начале 1930-х годов, признанных мэтров музыки второй половины ХХ века: Эдисона Денисова, Николая Каретникова, Софии Губайдулиной, Андрея Волконского, Альфреда Шнитке, Арво Пярта, Алемдара Караманова, Николая Сидельникова. А финальный концерт цикла посвящен композиторам, родившимся в 1940–1950-х годах. Это Петерис Васкс, Леонид Десятников, Виктор Екимовский, Александр Кнайфель, Анатолий Королёв, Владимир Мартынов, Георг Пелецис и Дмитрий Смирнов, а также ушедшие не так давно Александр Вустин и Эдуард Артемьев. Духовная музыка из бывшего СССР — уникальное явление в русской культуре. Многие советские композиторы, шестидесятники и семидесятники, представители послевоенного андеграунда, были глубоко верующими людьми. Нынешний цикл — это широкий взгляд на традицию, пропущенную через горнило композиторских техник ХХ века во всем их многообразии. Это диалог и с церковным опытом Запада и Востока, и с музыкальной архаикой, и с самыми разными направлениями музыкального авангарда нашего времени. В сегодняшнем концерте произведения Артемьева и Вустина, Десятникова и Смирнова, Екимовского и Мартынова исполнят участники Ансамбля Questa Musica и дирижер Филипп Чижевский.
А в Большом зале Зарядья — торжественное открытие второго международного Московского джазового фестиваля. На фестивале выступят более тысячи артистов — именитые музыканты и молодёжные джаз-коллективы, отобранные по итогам Всероссийского конкурса. Зрителей ждут концерты в саду «Эрмитаж», парках «Зарядье» и «Музеон», на многих других площадках столицы, а сегодняшнюю программу в Зарядье представят Игорь Бутман, Московский джазовый оркестр, певица Лариса Долина и международный проект Blues for 4, в составе которого — легендарный американский басист Эдди Гомез.

Последние выпуски программы

Сольная программа Элисо Вирсаладзе

Яркие симфонические проекты, сольные клавирабенды, великолепный вокал — и это далеко не всё, что предстоит услышать меломанам в последние дни марта.

Сольный концерт Алексея Мельникова

Музыкальный вечер 28 марта — это совершенство красоты, стройность формы, глубина содержания. В концертных программах — Бах, Моцарт, Бетховен, Рахманинов. Впрочем, джаз тоже будет.

День рождения Мстислава Ростроповича

27 марта главный выбор меломанов — произведения русских исполнителей, среди которых, вполне предсказуемо лидирует музыка Петра Ильича Чайковского.