Рахманиновские дни
7 апреля 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
7 апреля в Концертном зале имени Чайковского в продолжении «Рахманиновских дней» — концерт Академического симфонического оркестра Московской филармонии под управлением маэстро Юрия Симонова. В программе — редко исполняемая увертюра Берлиоза «Король Лир», знаменитый скрипичный концерт Мендельсона (солистка Елена Таросян) и эмоциональный центр вечера — Первая симфония Рахманинова, произведение драматической судьбы. Неудачная премьера симфонии ввергла композитора в глубочайшую депрессию, которая продолжалась около трёх лет. Борису Асафьеву он написал: «я был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки… Симфонию не покажу и в завещании наложу запрет на смотрины…» Только в 1944 году, уже после кончины композитора его коллега и друг музыковед Александр Оссовский по чудом уцелевшим оркестровым голосам восстановил партитуру, и 17 октября 1945 дирижер Александр Гаук вернул это многострадальное сочинение миру.
В Камерном зале лауреат международных конкурсов пианист Тимофей Владимиров играет масштабную сольную программу, построенную по принципу ярких контрастов: Баха сменяет Шостакович, Шуберта — Амлен, Лигети — Метнер и Рахманинов.
Еще один превосходный клавирабенд в Малом зале консерватории: в честь своего любимого профессора Сергея Доренского его воспитанник Алексей Мельников играет Шопена — вальсы, мазурки, ноктюрны, Четвертую балладу и весь цикл прелюдий.
А чуть раньше — в 16 часов в Рахманиновском зале консерватории юных меломанов приглашают на необычную программу «Сказки балетных пуантов». Вместе с главными героями — Балериной и её верной спутницей Арфой маленькие слушатели узнают некоторые секреты хореографии, а также познакомятся с волшебными сказками, которые вдохновляли Чайковского, Делиба, Минкуса на создание всеми любимых балетов.
8 апреля в Концертном зале имени Чайковского — продолжение цикла «Весь Стравинский», рассчитанного на несколько сезонов. Игорь Стравинский многолик, им написано более 35 часов гениальной музыки, но далеко не вся она звучит в ежедневной концертной практике. Автор цикла и ведущий Ярослав Тимофеев продолжает открывать такие разные звуковые пространства этого композитора. В текущем сезоне публика познакомится с ранними произведениями, созданными композитором до 1913 года. В программе концерта 8 апреля — Фейерверк Стравинского и его «Жар-птица, а также оркестровки Стравинского сочинений Шопена, Бетховена и Мусоргского. Исполнители — Госоркестр России имени Евгения Светланова, дирижёр — Арсентий Ткаченко.
Днем 8 апреля в Рахманиновском зале консерватории — заключительный гала-концерт VII Международного вокального конкурса имени Валентины Левко, награждение и выступление лауреатов. Специально к этому событию приурочена выставка, посвященная жизни и творчеству выдающейся певицы. В фойе Рахманиновского зала будут представлены афиши и программки ее выступлений в России и за рубежом, редкие фотографии, дарственные автографы современников — Марии Максаковой, Кирилла Кондрашина, Георгия Свиридова, Сола Юрока, концертные платья, а также публика впервые увидит документы из личного дела студентки Валентины Левко, окончившей Московскую консерваторию экстерном в 1963 году.
9 апреля днем в Концертном зале имени Чайковского — очередное «заседание» юных меломанов. На этот раз концерт из цикла «Язык музыки» будет посвящен ХIХ веку. Путь, длинною в сто лет — от Бетховена и Шуберта до Россини, Шумана, Мусоргского, Вагнера и Дебюсси. Эпоха романтизма, превратившая музыку из ремесла в религию.
А вечером в Концертном зале имени Чайковского — гости. Х Транссибирский Арт-фестиваль представляет московскую премьеру Скрипичного концерта Михаила Плетнева в исполнении Вадима Репина и Российского национального оркестра под управлением итальянского маэстро Алессандро Кадарио. Также в этот вечер прозвучат Скрипичный концерт Чайковского и Вторая симфония Брамса.