Рахманиновский марафон
31 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
31 марта в Филармонии 2 — продолжение цикла «Вещь в себе». На этот раз музыковед Ярослав Тимофеев попытается раскрыть тайны последнего произведения Сергея Рахманинова — его «Симфонических танцев». В 1940 году, когда это произведение увидело свет, многим оно показалось устаревшим, но по просшествии десятилетий стало очевидно, что эта музыка — вне времени, в ней скрыты те вопросы, ответы на которые человечество ищет постоянно. А прозвучат «Симфонические танцы» этим вечером в исполнении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова.
В Концертном зале имени Чайковского — камерный вечер. Александр Романовский и Борис Андрианов исполнят патетически-взволнованную Виолончельную сонату Рахманинова. Также в программе прозвучат Вариации на тему Корелли и Шесть музыкальных моментов.
В Рахманиновском зале консерватории — программу рахманиновских романсов представляют певица Яна Иванилова и пианистка Екатерина Державина. Несколько лет назад в Доме музыки певица исполнила все 80 романсов композитора. На этот раз об антологии говорить вряд ли возможно, но концертом 31 марта все не ограничится — 2 апреля рахманиновские романсы в исполнении Яны Иваниловой и Екатерины Державиной будут звучать и в Камерном зале филармонии.
В Большом зале консерватории 31 марта Государственный Кремлёвский оркестр под управлением Константина Чудовского и пианистка Анастасия Махамендрикова исполнят Второй фортепианный концерт, а также Вторую симфонию композитора.
О том, когда именно праздновать день рождения Рахманинова, среди музыкантов давно идут споры: общепринятая дата — первое апреля, но многие указывают на то, что и сам Сергей Васильевич, и его близкие отмечали его день рождения 2 апреля. Есть прекрасный выход из положения — считать праздником его музыки оба дня. Так, собственно, и получается:
1 и 2 апреля в Концертном зале имени Чайковского прозвучат все фортепианные концерты Рахманинова, его Рапсодия, симфоническая поэма «Утес», оркестровое Скерцо и знаменитый Вокализ. Исполнители — Российский национальный молодежный симфонический оркестр, маэстро Валерий Гергиев и пианист Денис Мацуев.
В Филармонии 2 Борис Березовский в своей сольной программе тоже исполняет только Рахманинова — Вариации на тему Шопена, Первую сонату, избранные транскрипции.
А в Зарядье 1 апреля и вовсе состоится рахманиновский марафон.
В Малом зале в 13 и 16 часов — два концерта с участием молодых пианистов. Варвара Кутузова, Анастасия Махамендрикова, Алексей Мельников, Филипп Руденко и Арсений Тарасевич-Николаев сольно и в ансамбле исполнят ранние произведения малых форм, написанные Рахманиновым до отъезда из России для собственных выступлений: Этюды-картины, Музыкальные моменты, «Русскую рапсодию» для двух фортепиано, Цикл «Шесть пьес для фортепиано в 4 руки», а также «Две пьесы для фортепиано в 6 рук».
Вечером в Большом зале Зарядья — мировая премьера проекта «Рахманинов. Я — здесь», в котором прозвучат шедевры Рахманинова, письма, им написанные, а также письма, которые он никогда не писал — своеобразная фантазия нейросети на эту тему. Так, рядом с музыкой прозвучат слова её автора и слова, обращённые к нему другими композиторами. Что мог бы сказать Рахманинову Никколо Паганини, если бы им удалось встретиться? И где могла бы произойти такая встреча? В этот вечер она произойдёт прямо на концерте, посвящённом юбилею композитора. Исполнители — Московский государственный симфонический оркестр, дирижёр — Иван Рудин, пианисты Варвара Кутузова, Алексей Мельников, Арсений Тарасевич-Николаев, артисты Юрий Чурсин и Ирина Апексимова.
А 2 апреля в Зале Шнитке Московского международного дома музыки в исполнении Государственного академического Московского областного хора имени А. Д. Кожевникова под управлением Николая Азарова прозвучит Литургия Святого Иоанна Златоуста Сергея Рахманинова — одна из вершин русской духовной музыки. После ее премьеры в 1910 году один из современников вспоминал: «Торжественная тишина, глубокое внимание, одухотворенное выражение на лицах слушателей свидетельствовали, что музыка Рахманинова нашла путь к их сердцам». Столетие спустя зрители внимают этой музыке с такими же чувствами.