«Глоссы»
13 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Большом зале консерватории — концерт-презентация книги Геннадия Рождественского «Глоссы». В скобках замечу, термин «глосса» означает толкование непонятного слова или заметку по поводу какого-либо понятия. «Глоссы» — логическое продолжение книги Рождественского «Дирижёрская аппликатура» и наиболее масштабный труд маэстро, которому он посвятил последние годы жизни, стремясь поделиться с коллегами своим более чем полувековым опытом. Новое издание оказалось весьма расширенным и дополненным. По словам автора, если в предыдущей книге речь шла о сочинениях только трех композиторов — Стравинского, Прокофьева и Шостаковича, то в новом издании рассматриваются произведения уже 93 композиторов, исследуются 533 сочинения. В том числе и те, что будут звучать в этот вечер в Большом зале консерватории: 67-я симфония Гайдна, «Любовная сюита» Сибелиуса, Первая симфония Рахманинова и «Таити-трот» Шостаковича. Исполнители — Концертный симфонический оркестр Московской консерватории, дирижёры — Артемий Великий, Иван Никифорчин, Максим Мохорев, Александр Погорелов.
В Малом зале консерватории — концерт-посвящение легендарному профессору Сергею Леонидовичу Доренскому. Лауреат международных конкурсов Константин Емельянов исполняет произведения Баха, Рамо, Бетховена и Рахманинова.
В Малом зале Зарядья монографическую рахманиновскую программу представляют скрипач Алексей Лундин и его коллеги — Сергей Словачевский, Рената Бахрах, Антон Кулапов и Татьяна Колесова. Камерно-инструментальное наследие композитора невелико — лишь несколько инструментальных ансамблей, и оно, практически, всё — в этой программе: два струнных квартета, которые композитор оставил незавершёнными, также как и Элегическое «юношеское» трио № 1 соль минор; романтически возвышенный Романс для виолончели — отзвук юношеской влюбленности в Верочку Скалон; Восточный танец, посвященный известному виолончелисту и близкому другу Рахманинова Анатолию Брандукову.
В Концертном зале имени Чайковского психолингвист Татьяна Черниговская, нейрофизиолог Александр Каплан, музыковед и пианист Ярослав Тимофеев попытаются найти ответы на сакраментальные вопросы: как мозг отличает музыку от немузыки, чем восприятие «живого» исполнения отличается от восприятия звукозаписи, почему некоторые воспринимают музыку как лучшего собеседника, как своеобразную терапию? Возможно, точные ответы так и не будут сформулированы, но сама дискуссия обещает быть весьма интересной и, вполне вероятно, натолкнет слушателей на новые мысли и идеи.
А в Светлановском зале Московского международного дома музыки Эмир Кустурица вместе с музыкантами знаменитого The No Smoking Orchestra даст свой прощальный концерт в Москве. История этого коллектива началась в 1998 году с записи саундтрека к фильму Кустурицы «Черная кошка, белый кот», именно во время этой работы режиссёр присоединился к команде в качестве гитариста. Более двух десятилетий этих музыкантов называли «самыми неутомимыми гастролерами Восточной Европы». Теперь режиссёр решил посвятить себя только кинематографу, но трудно поверить в то, что музыка в его фильмах умолкнет — возможно она просто будет другой?