Закрытие XXIII Международного конкурса «Щелкунчик»
8 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Концертном зале имени Чайковского этим вечером будут награждать талантливых юных музыкантов, участников конкурса «Щелкунчик». Золотые, серебряные и бронзовые статуэтки получат те, кого авторитетное международное жюри сочтет самыми достойными. Сегодня вечером мы узнаем их имена и, не ошибусь, если скажу, что именно эти музыканты, пока совсем еще дети, уже очень скоро будут определять лицо отечественной исполнительской школы.
В Филармонии 2 в Концертном зале имени Рахманинова Российский национальный оркестр под управлением Александра Чернушенко, блестящего представителя петербургской дирижерской школы, ученика Ильи Мусина и пианист Борис Березовский исполняют Четвертый фортепианный концерт Рахманинова и произведения Моцарта — Увертюру к «Волшебной флейте» и Концертную симфонию для гобоя, кларнета, валторны и фагота с оркестром. С этой симфонией связана досадная история. Заказ на это сочинение Моцарт получил во время своей поездки во Францию от Ле Гро, директора парижских «Духовных концертов», проводившихся во дворце Тюильри. Он предложил сочинить симфонию с солистами-виртуозами — первоклассными профессионалами из Мангейма. Симфония-кончертанте для квартета духовых с оркестром была в кратчайшие сроки написана. Но музыка так и не была исполнена… За день до концерта партитура случайно была найдена автором засунутой в кипу других нот в доме директора. На вопрос Моцарта, отдана ли симфония в переписку, тот ответил: «Нет, я забыл». После этого Моцарт перестал общаться с Ле Гро, но, случайно встретив директора, все же принял его вежливые извинения и заказ на новую симфонию. Монументальная Симфония Ре мажор («Парижская») прошла блестяще. Это был единственный успех Моцарта в Париже. А великолепную Кончертанту для духовых с оркестром Моцарт восстанавливать не стал — таких великолепных солистов уже было не собрать! В наши дни эта музыка исполняется по копии, найденной в XIX веке, где солирующими инструментами выписаны гобой, кларнет, валторна и фагот.
В Большом зале консерватории величайшие и бесспорные шедевры — Третья симфония Брамса и Первый фортепианный концерт Бетховена прозвучат в исполнении Большого симфонического оркестра имени Чайковского под управлением маэстро Владимира Федосеева и пианиста Алексея Мельникова.
В Камерном зале Московского международного дома музыки выступит мужской хор Сретенского монастыря, коллектив, обладающий не только великолепным разнообразным репертуаром, но и уникальной исполнительской манерой, которая позволяет современной аудитории по-новому услышать и прочувствовать как богослужебные песнопения, так и известные народные и эстрадные песни.
А в Зарядье этим вечером будет звучать этническая и авторская музыка для органа. В первом отделении в ансамбле с «королем инструментов» выступят китайская волынка «хулуси», длинная китайская флейта Сяо и армянский дудук. Исполнители — органист Тимур Халиуллин и мультиинструменталисты Михаил Пидручный и Карен Вирабян. А во втором отделении Моше Ариэль Ганелин, композитор, органист, пианист, клавесинист, гитарист и дирижёр представит два своих масштабных сочинения — Органную симфонию № 6 «Путь к Свету» и Иранскую сонату для альтовой домры и органа, пронизанную восточным колоритом.