Фортепианные произведения Александра Скрябина
5 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Концертном зале имени Чайковского «Солисты Москвы» и Юрий Башмет играют музыку наших современников — композиторов ХХ и ХХI веков Гии Канчели, Кузьмы Бодрова, Романа Леденева, Альфреда Шнитке. Юрий Башмет всегда был проводником новой музыки, многолетняя дружба связывала его со многими современными композиторами, и за его плечами — десятки премьер, в том числе сочинений, написанных специально для него. Некоторые произведения сегодняшней программы, такие, как «Метаморфозы темы И. С. Баха» Леденева и «Отражения» темы 24-го каприса Паганини в стиле Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева и Берга Кузьмы Бодрова, отсылают к ушедшим эпохам. Другие — как, например, пьеса Канчели «Time and again» и «Трио-соната» Шнитке — яркое свидетельство искренней и сердечной дружбы музыкантов. Недаром Альфред Гарриевич говорил о своем безграничном доверии Юрию Башмету при исполнении им своих новых опусов: «Ты можешь… делать, что хочешь: вот написано piano, а ты можешь играть forte. Я тебе это разрешаю».
В Камерном зале филармонии сегодня и завтра пианист Петр Лаул продолжает свой двухгодичный цикл, в котором будут исполнены все фортепианные произведения Александра Скрябина. На этот раз прозвучат избранные мазурки, прелюдии, поэмы, вальс и Четвертая соната, которая, несомненно, принадлежит к вершинам фортепианного наследия композитора. Это произведение чрезвычайно высоко ценил Александр Глазунов, неоднократно ее исполнявший в концертах и очень точно определивший ее художественные достоинства. По его словам, соната эта «оригинальна, преисполнена упоительных красот, и мысли в ней выражены с необычайной ясностью и сжатостью». Сам же Скрябин содержание сонаты описал в отдельной программе, в ее основе — мечта о далекой звезде, стремление к ней и, наконец, достижение мечты в ослепительно ликующей кульминации («Я пью тебя, о море света!» — так написал Скрябин об этом моменте). Интересно, что в цвето-звуковой гамме Скрябина тональность сонаты — Фа-диез мажор соответствует ярко-синему цвету, а как впоследствии выяснили астрономы, это цвет самых горячих звезд во Вселенной.
В Большом зале консерватории Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Алексея Верещагина исполняет музыку из кинофильмов — прозвучат мелодии Хорнера, Нормана, Маккартни, Морриконе и Роты.
А в Светлановском зале Московского международного дома музыки — своеобразное новогоднее превью: «Штраус-гала» в исполнении Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» под управлением Фабио Мастранджело и сопрано Дарья Зыкова. Зажигательные польки, галопы, марши и, конечно, прекрасные вальсы.