90 лет со дня рождения Дмитрия Башкирова

31 октября 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Большом зале Зарядья Александр Фисейский, выдающийся органист, педагог, исследователь, играет Баха. Репертуар Александра Владимировича поражает своими масштабами, но музыка Баха, безусловно, занимает в нем центральное место. В 2000 году, в год 250-летия со дня смерти великого композитора, Александр Фисейский осуществил уникальный проект: он четыре раза исполнил все органные произведения Баха на его родине, причем в Дюссельдорфе этот цикл прозвучал в течение одного дня — баховский марафон начался в 6.30 утра, а завершился в 1.30 ночи следующего дня. За органом музыкант провел почти 19 часов! Запись об этом концерте была занесена в Книгу рекордов планеты. Впрочем, дело, конечно, не в рекордах. Бах неисчерпаем, сегодня, в ХХI веке он столь же современен, как и триста лет назад, и мы невольно узнаем себя в его музыке, ибо, как сказал поэт:
В каждой музыке Бах, В каждом из нас Бог. Ибо вечность — богам…
В Малом зале консерватории Квартет Бородина исполняет Бетховена и Шостаковича, тех композиторов, с творчеством которых неразрывно связана вся творческая биография легендарного ансамбля. Прозвучат квартеты, обозначенные авторами под номером 15. Каждый из них написан композиторами в конце их жизни, в каждом — весь жизненный путь героя со всеми его страданиями, их преодолением и итогом. Итогом таким разным — у Бетховена и у Шостаковича.
Сакраментальные вопросы будут звучать этим вечером и в Светлановском зале Московского международного дома музыки. Шекспировский «Гамлет» предстанет в формате спектакля-концерта в исполнении Евгения Миронова и Симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Для Евгения Миронова это третий опыт исполнения «Гамлета» на сцене: актер участвовал в постановке Петера Штайна, а также в спектакле Робера Лепажа. На этот раз он выступает в качестве чтеца, чье слово драматургически соединено с музыкой Шостаковича — прозвучат фрагменты к знаменитому фильму Григория Козинцева и спектаклю, поставленному в театре имени Вахтангова.
В Концертном зале имени Чайковского гениальное творение Джузеппе Верди — его «Реквием», исполняет Государственная академическая капелла России под управлением Валерия Полянского. Многие современники композитора, в том числе немецкий дирижер Ганс фон Бюлов, называли «Реквием» оперой, только в церковных одеждах. Действительно, круг его музыкальных образов близок к «Аиде», которая создавалась в то же самое время. Характерно и то, что при жизни Верди его «Реквием» давался не в церкви, а в театральных и концертных залах. Влияние этой музыки было столь сильным, что великий мудрец и насмешник Бернард Шоу о «Реквиеме» совершенно серьезно и очень прозорливо сказал: «Это музыка, которая проникает в сердце и потрясает душу. Вполне вероятно, что она будет жить дольше, чем любая из его опер».
А в Большом зале консерватории 31 октября вспоминают выдающегося пианиста, педагога, обаятельнейшего человека — Дмитрия Александровича Башкирова, 90 лет со дня рождения которого исполняется 1 ноября. В честь Мастера будут звучать великие шедевры Моцарта, Рахманинова, Равеля и Бетховена в исполнении Концертного симфонического оркестра и Камерного хора Московской консерватории под управлением Анатолия Левина и пианистов Александра Бондурянского, Владислава Кожухина, Арсения Тарасевича-Николаева, Максима Пурыжинского и Ирины Селивановой.

Последние выпуски программы

Сольная программа Элисо Вирсаладзе

Яркие симфонические проекты, сольные клавирабенды, великолепный вокал — и это далеко не всё, что предстоит услышать меломанам в последние дни марта.

Сольный концерт Алексея Мельникова

Музыкальный вечер 28 марта — это совершенство красоты, стройность формы, глубина содержания. В концертных программах — Бах, Моцарт, Бетховен, Рахманинов. Впрочем, джаз тоже будет.

День рождения Мстислава Ростроповича

27 марта главный выбор меломанов — произведения русских исполнителей, среди которых, вполне предсказуемо лидирует музыка Петра Ильича Чайковского.