Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии открывает сезон

27 сентября 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
27 сентября в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии свой новый концертный сезон открывает Академический симфонический оркестр, который в минувшем 2021 году отметил свое 90-летие. Под управлением маэстро Николая Алексеева прозвучит Шестая симфония Дмитрия Шостаковича, премьера которой состоялась 21 ноября 1931 года в этом зале под управлением Евгения Мравинского. Также прозвучат произведения Бетховена — Увертюра «Леонора» № 3 и Первый фортепианный концерт. Солисткой выступит выдающаяся пианистка Елизавета Леонская. В новом сезоне после двухлетнего перерыва, вызванного пандемией, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии вновь предлагает своим слушателям абонементы. В этом сезоне их будет восемь — шесть вечерних и два дневных. Центральным, наверняка, станет Абонемент № 2 «Рахманинов. Страницы дневника», посвященный предстоящему юбилею великого композитора.
А в Москве в Концертном зале имени Чайковского музыка Рахманинова будет звучать уже сегодня. Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова исполнят его знаменитый «Вокализ» и Второй фортепианный концерт. Солист — победитель Первого Международного конкурса имени Рахманинова Александр Ключко. Во втором отделении в исполнении Академического Большого хора «Мастера хорового пения» радио «Орфей» прозвучит кантата Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин». В этом произведении талант и мастерство композитора впервые выявились полно и ярко. После премьеры в марте 1884 года пресса писала: «Это прекрасная музыкальная композиция, проникнутая серьезным достоинством и внушающая полное уважение к познаниям и умению автора». Отмечались даже аналогии с Бахом, подчеркивалось великолепное владение полифонической техникой.
Баха можно будет услышать в Малом зале консерватории. Константин Волостнов представит свой новый двойной альбом, записанный на фирме Мелодия «И. С. Бах. Веймарские концерты». Известно, что великий Бах постигал тайны мастерства, изучая музыку предшественников и современников, но не просто копировал их опусы, а привносил в них новые черты, он перекладывал инструментальные концерты разных композиторов для органа, клавесина и других инструментов. В новый альбом вошли 16 концертов, переложенных в Веймаре для клавесина в 1713–1714 годы. Семь из них принадлежали перу Антонио Вивальди, три — веймарскому принцу, талантливому музыканту Иоганну Эрнсту, среди других композиторов, концертами которых вдохновился Бах — Георг Филипп Телеманн, братья Алессандро и Бенедетто Марчелло. Константин Волостнов сделал собственную редакцию клавесинных нот для органа, максимально приближенную к исполнительской практике позднего барокко — раннего классицизма. Вполне вероятно, что именно в такой манере играли эти транскрипции и молодые современники Баха. А в Большом зале консерватории — вновь «Времена года». На этот раз не из Венеции, а из Москвы в Буэнос-Айрес отправятся вместе со слушателями музыканты камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Арсентия Ткаченко. Наряду со знаменитым циклом Астора Пьяццоллы прозвучат «Времена года в Москве» Ефрема Подгайца, произведение, вдохновленное другом композитора скрипачом Левоном Амбарцумяном. Получилось действительно очень «московское» сочинение, в которое композитор, искренний «обожатель» Вивальди (как он сам признается), очень искусно и остроумно вплел такие знакомые и такие узнаваемые мелодии: цитату из песни Дунаевского «Журчат ручьи», мотив «Подмосковных вечеров» Соловьева-Седого и фразу из песни Колмановского «В нашем городе дождь».

Последние выпуски программы

Сольная программа Элисо Вирсаладзе

Яркие симфонические проекты, сольные клавирабенды, великолепный вокал — и это далеко не всё, что предстоит услышать меломанам в последние дни марта.

Сольный концерт Алексея Мельникова

Музыкальный вечер 28 марта — это совершенство красоты, стройность формы, глубина содержания. В концертных программах — Бах, Моцарт, Бетховен, Рахманинов. Впрочем, джаз тоже будет.

День рождения Мстислава Ростроповича

27 марта главный выбор меломанов — произведения русских исполнителей, среди которых, вполне предсказуемо лидирует музыка Петра Ильича Чайковского.