Гендель. Оратория «Мессия»

22 сентября 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Концертном зале имени Чайковского маэстро Филипп Чижевский, оркестр Questa Musica и команда превосходных солистов представляют ораторию Генделя «Мессия», своеобразную музыкальную эмблему эпохи барокко. История этого сочинения весьма драматична. Проживший четверть века в Англии, Гендель решил навсегда ее покинуть — козни недоброжелателей были тому причиной. 8 апреля 1741 года он объявил свой последний концерт. Однако его творческие силы не иссякли: всего за 24 дня он создал произведение, которому было суждено остаться в веках, ораторию «Мессия». А когда он закончил «Аллилуйю», воскликнул, заливаясь слезами: «Я думал, что открылось небо, и я вижу Творца всех вещей». В Англии оратория встретила сопротивление церковников, она шла редко, и под безличным названием «Духовная оратория». На родине композитора в Германии и в других странах Европы оратория исполнялась в редакции Моцарта, сделанной для Вены в 1789 году, — именно в таком виде оратория завоевала широчайшую популярность.
Поклонники оперных редкостей вечером, конечно же, отправятся в «Новую оперу». Свой 32 сезон театр открывает российской премьерой оперы Верди «Стиффелио». Эта опера — несомненный шедевр, хотя судьба ее была непростой: премьера прошла неудачно, и на многие десятилетия об этой опере забыли. Причиной был весьма острый для того времени сюжет: история о женатом протестантском пасторе, способном простить супруге ее неверность, вызвала в католической Италии бурную негативную реакцию цензоров и публики. Возрождение оперы началось только в середине ХХ века, причем, в нашей стране она не ставилась никогда. Сегодняшняя премьера, несомненно станет ярким музыкальным событием. Музыкальный руководитель и дирижер спектакля Александр Самоилэ.
В музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — «Аида» Петера Штайна. Премьера ее состоялась в 2014 году, и тогда, говорят, гуру европейского театра ставил ее с партитурой в руках. Ничего удивительного — Штайн любит оперу, в свое время он даже учился игре на скрипке и впоследствии жалел, что не стал музыкантом. Партитуру он изучал придирчиво, а результат этого — твердое убеждение, что эта опера, которую мы привыкли считать помпезным зрелищем с эффектными декорациями, на самом деле — интимная психологическая драма. «Это классический любовный треугольник, — говорит режиссер, — все остальное — политика, война, религия, интриги — фон, на котором разворачивается действие».
А в Большом зале консерватории — иные ритмы, иные настроения. Время джаза. Большой джазовый оркестр под управлением Петра Востокова исполняет вечнозеленые хиты Фрэнка Синатры, Бенни Гудмена, Джорджа Гершвина, Дюка Эллингтона.

Последние выпуски программы

Сольная программа Элисо Вирсаладзе

Яркие симфонические проекты, сольные клавирабенды, великолепный вокал — и это далеко не всё, что предстоит услышать меломанам в последние дни марта.

Сольный концерт Алексея Мельникова

Музыкальный вечер 28 марта — это совершенство красоты, стройность формы, глубина содержания. В концертных программах — Бах, Моцарт, Бетховен, Рахманинов. Впрочем, джаз тоже будет.

День рождения Мстислава Ростроповича

27 марта главный выбор меломанов — произведения русских исполнителей, среди которых, вполне предсказуемо лидирует музыка Петра Ильича Чайковского.