Гендель. Оратория «Мессия»
22 сентября 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Концертном зале имени Чайковского маэстро Филипп Чижевский, оркестр Questa Musica и команда превосходных солистов представляют ораторию Генделя «Мессия», своеобразную музыкальную эмблему эпохи барокко. История этого сочинения весьма драматична. Проживший четверть века в Англии, Гендель решил навсегда ее покинуть — козни недоброжелателей были тому причиной. 8 апреля 1741 года он объявил свой последний концерт. Однако его творческие силы не иссякли: всего за 24 дня он создал произведение, которому было суждено остаться в веках, ораторию «Мессия». А когда он закончил «Аллилуйю», воскликнул, заливаясь слезами: «Я думал, что открылось небо, и я вижу Творца всех вещей». В Англии оратория встретила сопротивление церковников, она шла редко, и под безличным названием «Духовная оратория». На родине композитора в Германии и в других странах Европы оратория исполнялась в редакции Моцарта, сделанной для Вены в 1789 году, — именно в таком виде оратория завоевала широчайшую популярность.
Поклонники оперных редкостей вечером, конечно же, отправятся в «Новую оперу». Свой 32 сезон театр открывает российской премьерой оперы Верди «Стиффелио». Эта опера — несомненный шедевр, хотя судьба ее была непростой: премьера прошла неудачно, и на многие десятилетия об этой опере забыли. Причиной был весьма острый для того времени сюжет: история о женатом протестантском пасторе, способном простить супруге ее неверность, вызвала в католической Италии бурную негативную реакцию цензоров и публики. Возрождение оперы началось только в середине ХХ века, причем, в нашей стране она не ставилась никогда. Сегодняшняя премьера, несомненно станет ярким музыкальным событием. Музыкальный руководитель и дирижер спектакля Александр Самоилэ.
В музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко — «Аида» Петера Штайна. Премьера ее состоялась в 2014 году, и тогда, говорят, гуру европейского театра ставил ее с партитурой в руках. Ничего удивительного — Штайн любит оперу, в свое время он даже учился игре на скрипке и впоследствии жалел, что не стал музыкантом. Партитуру он изучал придирчиво, а результат этого — твердое убеждение, что эта опера, которую мы привыкли считать помпезным зрелищем с эффектными декорациями, на самом деле — интимная психологическая драма. «Это классический любовный треугольник, — говорит режиссер, — все остальное — политика, война, религия, интриги — фон, на котором разворачивается действие».
А в Большом зале консерватории — иные ритмы, иные настроения. Время джаза. Большой джазовый оркестр под управлением Петра Востокова исполняет вечнозеленые хиты Фрэнка Синатры, Бенни Гудмена, Джорджа Гершвина, Дюка Эллингтона.