Романтики ХIХ века
29 июня 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Концертном зале имени Чайковского Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением маэстро Юрия Симонова и пианистка Екатерина Мечетина представляют роскошную романтическую программу: Полонез и Второй фортепианный концерт Шопена, Вторую Венгерскую рапсодию Листа, а также три его симфонических шедевра — «Орфей», «Мефисто-вальс № 1» и «Прелюды», вдохновленные элегической поэзией Альфонсо Ламартина.
В Большом зале консерватории — программа «Легенды Италии. Никколо Паганини». Оркестр «Musica Viva», дирижер Антон Шабуров и скрипач Александр Тростянский исполняют виртуознейший Первый скрипичный концерт Паганини. Во втором отделении прозвучит Симфония Моцарта № 41 «Юпитер». Название программы в данном случае может быть отнесено не только к личности Паганини, но и, конкретно, к его Первому скрипичному концерту, с которым связаны удивительные факты. Так, например, известно, что в его рукописи оркестровые партии были написаны в тональности ми-бемоль мажор, а сольная партия скрипки — в ре-мажор. При этом, как сообщают исследователи, имелась закрытая дополнительная инструкция для настройки скрипки: скрипка должна была быть настроена на полтона выше (метод, известный как «scordatura», что в переводе на русский означает «расстройка»). Говорят, Паганини засекретил эту дополнительную инструкцию, чтобы избежать копирования другими музыкантами своих технических трюков. Впрочем, в нынешнем концерте Александр Тростянский вряд ли будет подвергать свою скрипку подобным мучениям.
В Зале Шнитке Московского международного дома музыки (именно так теперь называется Новый зал) этим вечером будет звучать музыка Рахманинова — его монументальная хоровая фреска «Всенощное бдение». Уже более ста лет эта музыка поражает слушателей свой мощью, духовной силой и глубиной. По мнению музыковеда Алексея Кандинского, она «живет, дышит как глубоко современное произведение». Исполнители — Государственная академическая симфоническая капелла России и маэстро Валерий Полянский.
А в концертном зале Соборной палаты камерную программу представляют участники Квартета имени Валентина Берлинского и виолончелист Александр Князев. В их исполнении прозвучат Третий струнный квартет Чайковского, посвященный памяти чешского скрипача Фердинанда Лауба, которого Чайковский хорошо знал — они оба преподавали в Московской консерватории. Чайковский восхищался искусством этого музыканта. В одном из писем к баронессе фон Мекк он писал: «Когда Адажио Моцарта играл Лауб, я всегда прятался в самый угол залы, чтобы не видели, что со мной делается от этой музыки». В концерте 29 июня также прозвучит Струнный квинтет Шуберта, последнее камерное сочинение композитора, созданное им всего за пару месяцев до смерти. Состав исполнителей не вполне традиционен — в нем две виолончели, не случайно это произведение нередко называют «виолончельным» квинтетом. При жизни автора сочинение не получило признания — его ноты увидели свет лишь спустя 25 лет после завершения сочинения.