«Шедевры великих композиторов»

  • 2 июня 2022
В Большом зале консерватории «Шедевры великих композиторов» (так называется программа этого концерта) представляет Большой симфонический оркестр имени Чайковского, дирижер Денис Лотоев и лауреат международных конкурсов пианист Константин Емельянов. Прозвучат: Девятая симфония Дворжака, которой сам автор дал подзаголовок «Из Нового Света», «Элегия» из Серенады для струнного оркестра Чайковского и Третий фортепианный концерт Рахманинова.
В Светлановском зале Московского международного дома музыки этим вечером будет звучать орган. Произведения И. С. Баха и итальянских композиторов эпохи барокко исполнит известная московская органистка заслуженная артистка РФ Людмила Голуб. На формирование баховского стиля бесспорное влияние оказали и Джироламо Фрескобадьди, представитель раннего итальянского барокко, и Флориано Аррести — старший современник Баха. Но гораздо чаще рядом с именем Баха звучит имя Антонио Вивальди. Еще будучи молодым, Бах был очарован сочинениями Вивальди и переложил для разных составов его инструментальные концерты. Великолепные органные переложения, в которых вивальдиевская прозрачность и легкость стиля соединились с баховским органным письмом, стали классикой органного репертуара. Самые яркие страницы творчества двух столь непохожих друг на друга гениев высокого барокко составят основу программы «Бах и итальянское барокко». Ведущий концерта и комментатор — Артем Варгафтик.
А в Камерном зале Московского международного дома музыки имя Вивальди будет стоять уже рядом с именем композитора ХХ века. Ансамбль солистов «Эрмитаж» и Илья Норштейн представят свою самую популярную программу — «Времена года». В первом отделении прозвучит едва ли не самое знаменитое произведение Антонио Вивальди — цикл из четырех концертов «Времена года» для солирующей скрипки с оркестром, каждому из которых композитор предпослал поэтический сонет. А во втором отделении музыканты исполнят «Четыре времени года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы, чье творчество изменило традиционное представление об аргентинском танго.
В Зарядье, в Большом зале Российский национальный оркестр и маэстро Эдуард Топчян предлагают в прямом смысле этого слова «титаническую» программу. Они исполнят Первую симфонию Малера «Титан». Этот подзаголовок симфонии дал сам автор, заимствовав его из романа Жан-Поля, которым в конце 19 века зачитывалась немецкая публика. Однако после премьеры он его снял, но история распорядилась по-своему, и название осталось. В программе концерта еще одно масштабное сочинение — Третья симфония Арама Хачатуряна, или «Симфония-поэма». Несмотря на свои несомненные музыкальные достоинства, в отличие от малеровского шедевра она звучит крайне редко, а причиной тому уникальный состав оркестра — симфония написана для симфонического оркестра, 15 солирующий труб (!) и органа. Премьера ее состоялась в 1947 году, симфоническим оркестром Ленинградской филармонии дирижировал Евгений Мравинский, а одна из первых записей симфонии была сделана в 60-е годы ХХ века оркестром Московской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина. Партию органа исполнял Гарри Яковлевич Гродберг, который вдохновенно и взволнованно рассказывал об этом исполнении, упоминая, между прочим, и о трудностях, с которыми пришлось столкнуться, когда нужно было срочно собрать пятнадцать первоклассных трубачей. Едва ли это станет проблемой для сегодняшних музыкантов, а вот для публики это будет действительно незабываемое впечатление.

Последние выпуски программы

Сольная программа Элисо Вирсаладзе

Яркие симфонические проекты, сольные клавирабенды, великолепный вокал — и это далеко не всё, что предстоит услышать меломанам в последние дни марта.

Сольный концерт Алексея Мельникова

Музыкальный вечер 28 марта — это совершенство красоты, стройность формы, глубина содержания. В концертных программах — Бах, Моцарт, Бетховен, Рахманинов. Впрочем, джаз тоже будет.

День рождения Мстислава Ростроповича

27 марта главный выбор меломанов — произведения русских исполнителей, среди которых, вполне предсказуемо лидирует музыка Петра Ильича Чайковского.