«Час Баха»
16 мая 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Концертном зале имени Чайковского — «Час Баха». Этот проект, который действительно обычно продолжается час или чуть больше, существует уже много лет и всегда вызывает огромный интерес у публики, ведь это редкая возможность услышать голос скрипки в руках Владимира Спивакова, и это будет скрипка Антонио Страдивари. Маэстро предлагает особый взгляд на музыку великого композитора, это очень камерное, очень личное высказывание, в котором трогательное смирение и чистое религиозное чувство, радость земного бытия и мудрость приятия неизбежного. По словам Владимира Спивакова, «музыка Баха в наше время — наверное, лучший источник духовных сил». Вместе с маэстро на сцену Концертного зала имени Чайковского выйдут его коллеги — солистка театра «Новая опера» Анастасия Белукова, клавесинистка Зоя Аболиц и солисты Национального филармонического оркестра России скрипач Тимур Пирвердиев и виолончелист Петр Гладыш. В их исполнении прозвучат арии из баховских кантат, а также Соната № 2 для скрипки, клавесина и basso continuo. И еще одна очень важная подробность: перед каждой арией маэстро Спиваков будет читать переводы их текстов. «Тексты из этих кантат — это то, что нужно сегодня всем нам, — считает музыкант. — Уместно вспомнить, что самые крупные сочинения Бах подписывал буквами S.D.G. (Soli Deo Gloria — одному Богу слава). И мы тоже можем повторять эти слова за ним, радуясь, что можем творить на сцене и приобщаться к таинству музыки Баха».
В Большом зале консерватории этим вечером в цикле «Полное собрание фортепианных сочинений» будет звучать музыка Александра Скрябина, 150-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. Концертный симфонический оркестр Московской консерватории под управлением Анатолия Левина и пианист Алексей Чернов, лауреат многих международных конкурсов, горячий почитатель и истинный знаток музыки Скрябина, исполнят Фортепианный концерт композитора, а также прозвучат его сонаты — Третья и Пятая, экспромты, танцы, Прелюдия и ноктюрн.
В Большом зале «Зарядье» Минин-хор представляет Симфонию-действо Валерия Гаврилина «Перезвоны» — свою визитную карточку, произведение, написанное специально для этого коллектива и посвященное его создателю Владимиру Николаевичу Минину. В исполнении принимает участие Ансамбль ударных Госоркестра, тенор Ярослав Абаимов и актер Сергей Шакуров. Это третий концерт юбилейного фестиваля «Хор без границ», посвященного пятидесятилетию коллектива.
А в Музыкальном театре имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко этим вечером впервые в нашей стране покажут постановку оперетты Жака Оффенбаха «Робинзон Крузо». Премьера оперетты прошла в Париже в 1867 году в Опера-Комик с большим успехом. Меньше, чем через год состоялись премьеры в Вене и Брюсселе, чуть позже с «Робинзоном Крузо» познакомились в США. А затем почти на сто лет о ней забыли, и только в 80-е годы ХХ века возник новый всплеск интереса к этому творению композитора. Жак Оффенбах и его сценаристы Эжен Кормон и Гектор-Джонатан Кремье весьма свободно трактуют сюжет известного романа. На поиски пропавшего Робинзона отправляется его невеста Ядвига, и вскоре на необитаемом острове собирается довольно пестрая компания: тут и моряки, и туземцы, и слуги, и даже бывший бристольский повар. О нынешней постановке ее режиссер Александр Титель говорит так: «Это история „блудных сыновей“, ежечасно открывающих мир для себя и для нас. Именно они летят в космос, двигают науку, творят искусство. В роскошных оффенбаховских ансамблях — приключения и открытия, любовь и море чистой радости, которыми мы хотим поделиться с нашей публикой».
В постановочную группу спектакля, кроме Александра Тителя, вошли дирижер Ариф Дадашев и художник Владимир Арефьев. Русский текст диалогов и вокальных номеров по заказу театра написал Алексей Иващенко. А среди исполнителей — Лилия Гайсина, Наталья Петрожицкая, Кирилл Золочевский.