Опера «Алеко»
25 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Большом зале консерватории студенты вокального факультета, хор и оркестр консерватории под управлением Вячеслава Валеева представляют оперу Рахманинова «Алеко», написанную на пушкинский сюжет девятнадцатилетним композитором в качестве дипломной работы всего за семнадцать дней. Выдающимся исполнителем роли Алеко был друг Рахманинова Федор Шаляпин. С первым его выступлением в этой партии связана любопытная подробность: исполнение оперы состоялось в рамках 100-летнего юбилея со дня рождения Пушкина, и Шаляпин, исполняя партию Алеко, загримировался самим Пушкиным. Шаляпин это объяснял тем, что видит сходство между Пушкиным и Алеко. В нынешнем исполнении такого грима, я думаю, не будет, зато будут молодые голоса и искреннее увлечение искусством — то, что всегда сопутствует спектаклям Оперного театра консерватории.
В Рахманиновском зале консерватории — программа «В свете Скрябина», посвященная 150-летию со дня рождения композитора. Ансамбль солистов «Студия новой музыки» и дирижер Игорь Дронов представляют произведения Ольги Бочихиной, Николая Рославца, Евгения Гунста, Тристана Мюрая и, конечно, самого Александра Скрябина, правда, в несколько необычной версии — две его пьесы и Десятая соната для фортепиано прозвучат в переложении для камерного ансамбля.
В Камерном зале Московского международного дома музыки солистка Большого театра, обладательница великолепного меццо-сопрано Александра Дурсенева в сопровождении Секстета оркестра этого театра представит камерную программу, главным акцентом которой станут грезы любви и волнующая атмосфера ночи. В программе — «Закат» Респиги, которого вдохновила «таинственная нежность» стихотворения Шелли, «Пляска смерти» Сен-Санса на стихи поэта Казалиса, «Семь испанских народных песен» де Фальи, в основу которых легли колоритные мелодии из разных областей Испании, Ноктюрн Ригаччи, «Туманы» Респиги, написанные в стиле импрессионизма, а также «Остров» на стихи Рембо из балета «Нуреев» современного композитора Ильи Демуцкого.
А в Светлановском зале Дома музыки в это же время выступит Оркестр игровой и киномузыки. В программе — музыка американского композитора и пианиста Пола Ромеро из культовой компьютерной игры «Герои меча и магии».
В Малом зале Санкт-Петербургской филармонии Мужской хор «Оптина пустынь» под управлением Александра Семенова исполняет праздничные пасхальные песнопения.
А в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко этим вечером дают балет «Снегурочка», который иногда называют четвертым балетом Чайковского. И основания для этого, несомненно, существуют: ведь его партитура собрана из различных произведений великого композитора — тут и Первая симфония «Зимние грезы», и Серенада для струнных, и Соната для фортепиано, и романсы, и музыка к пьесе Островского. А история этого спектакля такова: более шестидесяти лет назад Владимир Бурмейстер первым из советских балетмейстеров был приглашен на постановку «Лебединого озера» в Парижскую оперу. Во время работы он получил предложение поставить еще один балет на музыку Чайковского. Так родилась балетная «Снегурочка». Сегодня это один лучших спектаклей для семейного посещения театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.