«Болеро»
20 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Концертном зале имени Чайковского — непостижимо прекрасное и глубокое музыкальное творение Йозефа Гайдна — «Семь последних слов Спасителя на Кресте». История его создания весьма необычна, вот как о ней рассказывал сам Гайдн: »… один каноник из Кадиса обратился ко мне с просьбой сочинить инструментальную музыку на семь слов Иисуса на Кресте. В те времена в главном соборе Кадиса каждый год в великий пост исполняли ораторию, для вящего воздействия которой стены, окна и колонны в соборе затягивали чёрным, и только одна лампа, висевшая в центре, освещала священный мрак. В полдень все двери запирали, и тогда звучала музыка. Поднявшись на кафедру, епископ произносил одно из семи слов и принимался толковать его. Закончив, он спускался в кафедры и падал на колени перед алтарем. Паузу заполняла музыка. Затем епископ вновь поднимался на кафедру и снова покидал её, — и всякий раз по окончании его речи вступал оркестр. Этому действу и должна была соответствовать моя композиция. Задача — дать подряд семь Adagio, каждое из которых должно длиться около 10 минут, и при этом не утомить слушателя». К этому произведению Гайдн возвращался неоднократно, и потому оно известно в четырех вариантах: трёх инструментальных версиях (оркестровой, квартетной и фортепианной) и одной вокальной. В концерте 20 апреля его исполнят виолончелист Борис Андрианов, музыканты Ансамбля Questa Musica и дирижер Филипп Чижевский. Эту версию подготовил выдающийся виолончелист и педагог Владимир Тонха.
В Камерном зале филармонии солисты Госоркестра свой концерт посвящают памяти Ларисы Мирановны Абелян. Она была однокурсницей и незаменимой помощницей Евгения Федоровича Светланова, редактором знаменитой «Антологии русской симфонической музыки», записанной маэстро, заведующей репертуарной частью Госоркестра. Ларисы Мирановны не стало 13 февраля 2022 года. В память о ней прозвучат произведения Таривердиева, Мирзояна, Бабаджаняна, Хачатуряна, Спендиарова.
В Большом зале консерватории — иные ритмы и мелодии. В программе «Болеро» Большой симфонический оркестр имени Чайковского и дирижер Денис Лотоев исполнят знаменитые сочинения, пронизанные ярким солнечным светом: «Арагонскую хоту» Глинки, Испанское каприччио Римского-Корсакова, Концертный вальс Глазунова, фрагменты из оперы Бизе «Кармен», Вальс Равеля и, конечно, его знаменитое Болеро.
А в Малом зале консерватории — в роли демонического повелителя скрипки Никколо Паганини выступит Гайк Казазян. В программе все самое яркое, любимое, невероятно виртуозное и сложное — тут и «Пляска ведьм», и соната, и вариации на популярные мелодии из опер и балетов, и каприсы, в том числе и двадцать четвертый.
А в Новом зале Московского международного дома музыки — целое созвездие юных музыкальных талантов: выдающаяся пианистка и педагог Наталья Трулль представляет своих учеников — Елисея Мысина, Давида Хачатряна, Еву Геворгян, Энджела Вонга, Арсения Ланина, Антона Яшкина и Даниила Немова. Наталья Владимировна не только будет вести концерт, отвечать на вопросы из зала, но будет играть и сама. «Глубина, содержательность, проникновение в стиль исполняемых сочинений, подлинный пианизм и высочайший профессиональный уровень составляют ее артистический облик», — вот так говорил о пианистке композитор Андрей Эшпай. Уверена, что этот вечер для многих слушателей станет настоящим музыкальным откровением.