«Тайны древних фьордов»
29 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Концертном зале имени Чайковского Российский национальный оркестр под управлением Юрия Ткаченко и пианист Денис Мацуев исполнят грандиозный Второй концерт Брамса, который из-за его масштабов и содержания называют симфонией для фортепиано с оркестром, а также Третью симфонию Мендельсона, написанную композитором под впечатлением от поездки по Шотландии. В июле 1829 года композитор писал родным из Эдинбурга: «Все здесь очень строго, мощно, все погружено в какую-то дымку, или дым, или туман, а завтра состоится состязание горцев на волынках, и поэтому многие уже сегодня облачились в свои наряды. У всех длинные рыжие бороды и голые колени, все в ярких плащах и шляпах с перьями. Держа в руках волынки, люди неторопливо проходят мимо полуразрушенного замка, где так блистательно проводила время Мария Стюарт и где у нее на глазах убили Риччо».
В Филармонии-2 в Концертном зале имени Рахманинова тоже будет звучать фортепианный концерт Брамса, но другой — № 1. Его исполнит Николай Луганский вместе с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром под руководством маэстро Александра Рудина. Интересно, что на премьере в 1859 году, концерт настолько не понравился публике и критикам, что фирма «Брайткопф и Гертель» даже отказалась сотрудничать с молодым и, как им показалось, неперспективным композитом. Сейчас нам совершенно непонятно, какие такие «пронзительные диссонансы и неприятные звуки» услышали современники в этом сочинении. Возможно, дело в другом — Брамс, как теперь говорят, сломал стереотип и, вместо легкого виртуозного концерта, представил масштабную симфоническую концепцию, перекликающуюся с Девятой симфонией Бетховена. В оркестровой части программы прозвучит Третья «Рейнская» симфония Шумана. В этом произведении, которое Шуман написал во второй половине жизни, отразились его юношеские впечатления от путешествия по Рейну — от средневековых замков, римских руин и Кельнского собора с его величавой причудливой «пламенеющей готикой». Кстати, если не успеете побывать на этом концерте сегодня, есть шанс услышать его завтра 30 марта в Зале имени Чайковского.
В Санкт-Петербурге в Большом зале филармонии — «Тайны древних фьордов». Так красиво и загадочно называется программа Академического симфонического оркестра и маэстро Арифа Дадашева, в которой прозвучат произведения Эдварда Грига, Карла Нильсена и Яна Сибелиуса: тут и «Пер Гюнт», и поэма «Финляндия», и знаменитый «Грустный вальс», и менее известные произведения с суровым и прекрасным северным колоритом.
А в Москве в Соборной палате Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского исполнит «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова. Премьера произведения состоялась в мартовские дни 1915 года на благотворительном концерте Московского Синодального хора под управлением Николая Данилина. Зал Благородного собрания в Москве был полон. И публика, и строгие знатоки, такие как Сергей Танеев и Александр Кастальский, встретили сочинение с восторгом. Нынешнее исполнение «Всенощной» Госкапеллой в зале Соборной палаты пройдет в рамах фестиваля «Весна духовная».