Чайковский, Григ, Россини
17 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Светлановском зале Московского международного дома музыки маэстро Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России сегодня играют Чайковского. Прозвучат три сюиты из его великих балетов — «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Спящей красавицы», а также Сюита из балета Стравинского «Поцелуй феи», музыка которого, как известно, вдохновлена шедеврами Чайковского (вплоть до прямого цитирования его тем). Все эти произведения продолжают нести миру мечту о вечной красоте, добре, любви и счастье.
В Филармонии-2 в зале имени Рахманинова — вечер романтических концертов. В сопровождении Московского государственного академического симфонического оркестра и маэстро Михаила Леонтьева молодые солисты, лауреаты международных конкурсов пианистка Ева Геворгян и скрипач Леонид Железный исполнят знаменитые концерты Грига и Чайковского. В симфонической части программы — увертюра Россини к его опере «Синьор Брускино», полная света, живости, мелодического очарования и остроумия. Одна из ее запоминающихся подробностей состоит в том, что вторым скрипкам в определенные моменты автор предписал ударять деревянной частью смычка по железному колпачку лампы, освещающей ноты на пульте. Эти звуки напоминают громкие удары часов или стук дирижерской палочки, призывающей оркестрантов к порядку. Говорят, на премьере из-за этого случился скандал — публика и музыканты были возмущены этим «непозволительными» звуками.
В Большом зале консерватории — «Скандинавская сага. В пещере горного короля». В исполнении Государственной академической симфонической капеллы России под управлением дирижера Артемия Великого и пианиста Арсения Тарасевича-Николаева прозвучат произведения Эдварда Грига и Карла Нильсена. В первом отделении — знаменитые сочинения великого норвежца Грига: Сюита «Пер Гюнт», норвежские танцы и фортепианный концерт, а во втором — не менее знаменитого датчанина Нильсена: увертюра к балету «Алладин» и увертюра к опере «Маскарад». Имя Карла Нильсена широкой публике знакомо не так хорошо, а между тем, и его творчество, и его судьба, и его философско-поэтические высказывания необыкновенно интересны. Вот как, например, он пишет о музыке: «Я везде и нигде, я скольжу по волнам и верхушкам лесов, я сплю в камне и в звучащем металле. Меня никто не может поймать, но все могут понять. Я люблю безбрежные просторы тишины, но больше всего мне нравится её нарушать. Я не знаю ни печали, ни радости, ни веселья, ни боли, но я умею плакать, смеяться веселиться и горевать. Безгранично и бесконечно».
А далеко от Москвы, в Новосибирске в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца этим вечером открывается IХ Транссибирский Арт-фестиваль Вадима Репина. В программе первого вечера — увертюра к балету «Творения Прометея» Бетховена, Скрипичный концерт Бруха и Четвертая симфония Чайковского, которые прозвучат в исполнении Новосибирского академического симфонического оркестра, маэстро Дмитрия Лисса и скрипача Вадима Репина, художественного руководителя фестиваля.