Шедевры Сергея Рахманинова
16 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Филармонии-2 в зале имени Рахманинова камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета исполнит шесть Бранденбургских концертов Баха. История этих концертов удивительна. Как известно, композитор послал их ноты в подарок маркграфу Христиану Людвигу Бранденбургскому, надеясь на место придворного руководителя оркестра. Для этого он переписал концерты каллиграфическим почерком, но ответа не получил, и рукопись пролежала в библиотеке маркграфа более ста лет, пока не была случайно обнаружена и опубликована. Сегодня эти концерты — признанные шедевры барокко, более того, первая часть второго концерта записана на золотую пластинку Вояджера в качестве одного из величайших творений человечества.
В Светлановском зале Московского международного дома музыки в цикле «Шедевры Сергея Рахманинова» прозвучат Второй и Третий фортепианные концерты композитора, а также его Рапсодия на тему Паганини. Исполнители — симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» и лауреат международных конкурсов пианист Александр Синчук.
Музыка Рахманинова будет звучать этим вечером и в зале «Зарядье». В исполнении Госоркестра имени Евгения Светланова и пианиста Бориса Березовского прозвучит его Четвертый фортепианный концерт, а также Второй концерт Николая Метнера, весьма редко появляющийся на концертных афишах. А между тем, эти композиторы и эти концерты тесно связаны между собой. Метнер и Рахманинов очень высоко ценили творчество друг друга. Рахманинов называл Метнера «самым гениальным из всех современных музыкантов», а Метнер восхищался способностью своего коллеги и друга раскрывать в музыке красоту. В 1926 году оба они работали над своими фортепианными концертами. Метнер — над Вторым, Рахманинов — над Четвертым. Из их писем известно, что Сергей Васильевич помогал Николаю Карловичу с оркестровкой. Когда концерты были написаны, каждый получил посвящение: Второй Метнера был посвящен Рахманинову, Четвертый Рахманинова — Метнеру.
В Малом зале консерватории — иные звуковые реалии. В исполнении ансамбля Rusquartet и пианиста Лукаса Генюшаса прозвучат два фортепианных квинтета композиторов второй половины ХХ века, музыка которых, наконец-то, начинает постепенно открываться широкой публике — Мечислава Вайнберга и Андрея Волконского.
А в Соборной палате этим вечером — «Времена года». Но не Вивальди, не Гайдна, не Чайковского и даже не Пьяццоллы, хотя к великому венецианцу — Антонио Вивальди — произведение имеет прямое отношение. Дело в том, что в 2012 году известный британский композитор Макс Рихтер, яркий представитель постминимализма, переосмыслил и, в сущности, пересочинил знаменитый цикл Вивальди, и это сочинение стало одним из его самых известных — после выхода в 2012 году его запись возглавляла чарты классической музыки более чем в двадцати странах. Сегодня вечером это произведение прозвучит в исполнении молодых талантливых музыкантов: Московского камерного оркестра Tchaikovsky Orchestra под управлением дирижера Сергея Лурана и скрипачки Ирины Писаревой.