«Олимпиада» Антонио Вивальди

  • 10 января 2022
Таким ярким открытием, несомненно, окажется исполнение в Концертном зале имени Чайковского 10 января оперы Антонио Вивальди «Олимпиада». Широкая публика знает этого композитора прежде всего как создателя огромного количества инструментальных концертов (как тут не вспомнить его знаменитые «Времена года!). Однако театральная музыка в его творчестве занимала ничуть не меньшее место: его перу принадлежат около пятидесяти опер, над которыми он работал в течение тридцати лет. После смерти „музыкального принца Венеции“, как иногда называют Антонио Вивальди, его творчество на долгие годы было забыто, а рукописи утеряны — не удивительно, ведь умер он в нищете и похоронен был в общей могиле для бедняков. Только в ХХ веке музыкальный мир начал вновь открывать для себя музыку Антонио Вивальди. В 20-е годы музыковед Альберто Джентили обнаружил четырнадцать томов его сочинений, а в 1939 году Альфредо Казелла организовал историческую неделю Антонио Вивальди, на которой впервые были поставлены оперы „Глория“ и „Олимпиада“. В наши дни оперные шедевры Вивальди появляются в концертах Московской филармонии: в 2019 году прозвучала его опера „Неистовый Роланд“, а 10 января мы услышим в концертном исполнении его „Олимпиаду“. Эта опера была написана в 1734 году на знаменитое либретто Пьетро Метастазио. В России она никогда не исполнялась. В Концертном зале имени Чайковского ее исполнит интернациональная команда блистательных барочных вокалистов: итальянское сопрано Маргерита Мария Сала и израильское меццо Шакед Бар, швейцарское сопрано Ана Мария Лабин и американское меццо Меган Мур, бас-баритон Андре Курвилль из США и обладательница меццо-сопрано россиянка Мария Остроухова. А за пультом оркестра Musica Viva будет итальянский дирижёр-аутентист Федерико Мария Сарделли.
В Большом зале консерватории этим вечером — продолжение фестиваля, посвященного 90-летию со дня рождения Сергея Леонидовича Доренского. Его выпускники разных лет будут играть в честь своего Учителя — прозвучат произведения Шумана, Мендельсона, Шопена, Скрябина, Рахманинова, Метнера, Шостаковича…
А в Малом зале консерватории 10 января откроется XXIV Фестиваль камерной музыки «Возвращение», который много лет назад придумали и осуществили замечательные музыканты скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков. С 10 по 16 января состоятся четыре концерта фестиваля, каждый из которых имеет свою тему. В этом году темы такие: «Доля шутки», «Думы» и «Первая любовь». Заключительный концерт, по традиции фестиваля — «Концерт по заявкам» (по заявкам исполнителей!). Какими будут эти заявки, я расскажу позже, а 10 января в программу «Доля шутки» войдут сочинения юмористические или проходящие по разряду курьезов, забавных «безделиц», такие, например, как «Музыкальные шутки» Клаудио Монтеверди, «Юмореска» Александра фон Цемлинского или «Сатиры» Арнольда Шёнберга. Среди исполнителей — бывшие однокашники, выпускники знаменитых Гнесинки и ЦМШ, а ныне лауреаты международных конкурсов, солисты ведущих западных и российских оркестров, педагоги и профессора отечественных, европейских и американских вузов.

Последние выпуски программы

Сольная программа Элисо Вирсаладзе

Яркие симфонические проекты, сольные клавирабенды, великолепный вокал — и это далеко не всё, что предстоит услышать меломанам в последние дни марта.

Сольный концерт Алексея Мельникова

Музыкальный вечер 28 марта — это совершенство красоты, стройность формы, глубина содержания. В концертных программах — Бах, Моцарт, Бетховен, Рахманинов. Впрочем, джаз тоже будет.

День рождения Мстислава Ростроповича

27 марта главный выбор меломанов — произведения русских исполнителей, среди которых, вполне предсказуемо лидирует музыка Петра Ильича Чайковского.