Барочная музыка и рождественские концерты
16 декабря 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Санкт-Петербурге в Большом зале филармонии продолжается XXI Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств», который в этом году посвящен 100-летию Петербургской филармонии. С Заслуженным коллективом России в этот вечер выступят всемирно известные музыканты — дирижер Ион Марин, чьи записи отмечены тремя номинациями на Grammy, и пианист Борис Березовский, названный журналом Gramophone «истинным последователем великой русской фортепианной школы». В программе — знаковые сочинения романтической эпохи — Первый фортепианный концерт Чайковского и «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза.
А в Москве — желанные гости: Ансамбль Les Arts Florissants, один из наиболее известных в мире коллективов, исполняющих музыку эпохи барокко на исторических инструментах. Свое название ансамбль получил благодаря опере Марка-Антуана Шарпантье «Цветущие искусства». Начиная с 1979 года под руководством своего бессменного лидера Уильяма Кристи музыканты знакомят публику со многими незаслуженно забытыми шедеврами 17-18 веков. В нынешнем сезоне в программах ансамбля — ранние кантаты Баха, мадригалы Джезуальдо и Шютца, а также произведения Генделя, одно из которых прозвучит в московском концерте в Концертном зале им. Чайковского. Это оратория с очень положительным и позитивным названием «Радостный, Задумчивый и Умеренный».
В Камерном зале Московского международного дома музыки Праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря под руководством регента Георгия Сафонова представит программу «В начале было Слово», в которой прозвучат духовные песнопения христианских праздников. Их интонации дошли до нас с апостольских времен, когда пение уже входило в состав богослужения.
А в Новом зале Дома музыки талантливый молодой музыкант Андрей Гугнин посвящает свою сольную программу «пианисту пианистов», покорившему Европу в начале ХХ века — великому Леопольду Годовскому. Его искусство никого не оставляло равнодушным. Генрих Нейгауз говорил: Годовский «обладал таким изощренным слухом, что, казалось, „взвешивал звуки“ на каких-то особо чувствительных весах. Как живописец — светотенью, он создавал своей игрой глубокую звуковую перспективу». Свое восхищение искусством Годовского не скрывали и выдающиеся композиторы-пианисты Иосиф Гофман, Игнац Фридман, Мориц Мошковский, Эмиль фон Зауэр, Ферруччо Бузони: все они посвятили «королю виртуозов» — лучшему из лучших, первому среди равных — свои сочинения. Они и станут основой программы известного российского пианиста Андрея Гугнина, ученика Льва Наумова и Веры Горностаевой — воспитанников прославленного пианиста и педагога Генриха Нейгауза, который, в свою очередь, был учеником Леопольда Годовского. Таким образом, Андрей Гугнин адресовал сольную программу своему «музыкальному прадеду». Также этим вечером в исполнении Андрея Гугнина прозвучат четыре баллады Шопена.
А в Большом зале консерватории — своеобразная репетиция Нового года: оркестр «Новая Россия» под управлением итальянского маэстро Алессандро д’Агостини и солисты Большого театра представляют программу «Новогодний концерт в Вене», в которой прозвучат упоительные мелодии Штрауса, Легара и Кальмана.