Никита Мндоянц. Вечер фортепианной музыки

  • 18 ноября 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В Филармонии-2 в зале им. Рахманинова в исполнении оркестра «Новая Россия», Госкапеллы им. Юрлова, Юрия Башмета, который на этот раз выступит в качестве солиста, и маэстро Александра Сладковского прозвучат два масштабных произведения, которые относятся к разным эпохам, но оба апеллируют к внутреннему миру человека. В своей симфонии «Гарольд в Италии» Берлиоз, по его собственному признанию, хотел «уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе байроновского Чайльд-Гарольда». Премьера состоялась почти двести лет назад — в ноябре 1834 года и, говорят, исполнение по вине дирижера было не слишком удачным. Рецензии были самые разные — и восторженные, и откровенно ругательные, в одной из них анонимный автор даже упрекал композитора в отсутствии мужества — по его мнению, после премьеры Берлиоз должен был застрелиться! Но с каждым годом любовь публики и музыкантов к этому произведению только увеличивалась. Очевидцы свидетельствуют, что на одном из концертов, где под управлением автора звучали Фантастическая симфония и «Гарольд в Италии», побывал Паганини, который, как известно, был не только гениальным скрипачом, но и альтистом. Он был настолько потрясен услышанным, что после концерта под шквал аплодисментов опустился на колени перед композитором, выразив тем самым свое бесконечное уважение. Такая экзальтация ныне не в чести, но выдающийся талант Юрия Башмета, способен и в наш весьма прагматичный век растопить не одно сердце. А второе отделение заставит задуматься и о смысле жизни, и о бренности всего земного. Импульсом к созданию грандиозного произведения Гии Канчели «Стикс» послужили горестные утраты его друзей — композиторов Авета Тертеряна и Альфреда Шнитке. Мысли и чувства человека, потрясенного жестоким ударом судьбы, воплотились в масштабной вокально-симфонической фреске, где важнейшая роль отведена солирующему альту. Разумеется, сочинение посвящено Юрию Башмету. Эту же программу музыканты исполнят еще раз 19 ноября в Зале Чайковского.
В Большом зале консерватории этим вечером свой клавирабенд сыграет пианист и композитор Никита Мндоянц. Когда-то, в самом начале пути музыканта, Тихон Хренников сказал: «Среди современной талантливой молодежи Никита Мндоянц является подлинным бриллиантом, украшающим нашу композиторскую и пианистическую школу». Истинность этих добрых слов со временем становится все более очевидной. Сегодня Никита Мндоянц — зрелый и серьезный музыкант, вооруженный блестящим пианистическим мастерством. В основной программе нынешнего концерта — произведения Бетховена, Шопена и Брамса. А на бис — возможно, что-то свое?
В Концертном зале им. Чайковского дирижер и солист Александр Рудин и его коллеги — оркестр «Музика Вива» продолжают свою однажды выбранную творческую линию: наряду с признанными шедеврами, такими, как, например, Увертюра из музыки к пьесе Гельмины фон Шези «Розамунда» или Четвертая симфония Шумана, в концерте прозвучат шумановская же увертюра к сценам из «Фауста» Гёте и Большое попурри Вебера для виолончели с оркестром — солировать будет, конечно, Александр Рудин.

Последние выпуски программы

Сольная программа Элисо Вирсаладзе

Яркие симфонические проекты, сольные клавирабенды, великолепный вокал — и это далеко не всё, что предстоит услышать меломанам в последние дни марта.

Сольный концерт Алексея Мельникова

Музыкальный вечер 28 марта — это совершенство красоты, стройность формы, глубина содержания. В концертных программах — Бах, Моцарт, Бетховен, Рахманинов. Впрочем, джаз тоже будет.

День рождения Мстислава Ростроповича

27 марта главный выбор меломанов — произведения русских исполнителей, среди которых, вполне предсказуемо лидирует музыка Петра Ильича Чайковского.