Памяти Гии Канчели
5 октября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Московском театре ET CETERA 5 октября — необычное событие, которое, к тому же, имеет парадоксальное название: «Гия Канчели: я не любил кларнет…» Это российская премьера уникального музыкального проекта, посвященная памяти великого грузинского композитора. В первом отделении будет показан документальный фильм, идея которого родилась из многочасового интервью композитора и журналиста Грегори Антимони. Съемки продолжались 2,5 года и проходили в разных странах мира, в том числе в Грузии. Вторым героем картины стал кларнетист Юлиан Милкис, друг Канчели. Именно для него композитор проводит экскурсию по своей родовой квартире в Тбилиси, ему рассказывает истории из жизни, с ним делится творческими мыслями. А во втором отделении вечера прозвучат 18 миниатюр для кларнета и фортепиано, посвященные автором Юлиану Милкису. Этот цикл неоднократно звучал в разных странах мира и везде принимался с огромным интересом и теплотой. В октябре нынешнего года известный кларнетист Юлиан Милкис специально приедет в Москву на премьеру проекта, чтобы вместе с выдающейся пианисткой Полиной Осетинской еще раз исполнить это блистательное произведения Гии Канчели.
В Концертном зале им. Чайковского этим вечером — долгожданный гость, канадский пианист и композитор Марк-Андре Амлен. Он обладатель многочисленных и самых престижных премий, одиннадцать раз становился номинантом Грэмми, ему рукоплещут во всем мире, его произведения не раз становились обязательными для исполнения на известных пианистических конкурсах. От его «12 этюдов во всех минорных тональностях» буквально с первых тактов начинает кружиться голова, его звук и безграничные технические возможности завораживают, а интерпретации зачастую ставят в тупик и открывают новые миры в знакомой музыке. Сегодня в зале Чайковского он дает сольный клавирабенд, в котором прозвучат Соната для клавира «берлинского» Баха — Карла Филиппа Эмануэля и две сонаты Бетховена — Третья и 29-я (знаменитый «Хаммерклавир»). А через два дня, 8 октября он будет уже играть с оркестром — Четвертый и Пятый концерты Бетховена — событие исключительное, так как к творчеству этого композитора Амлен обращается крайне редко.
На двух крупнейших театральных сценах столицы этим вечером царит балет. На Новой сцене Большого театра — балет «Онегин» английского хореографа Джона Крэнко. Премьера состоялась в Штутгарте в 1965 году, в основе спектакля — бессмертный пушкинский роман в стихах, а «самостоятельную» партитуру для будущего балета создал друг и соратник Крэнко, немецкий композитор Курт-Хайнце Штольце. В нее вошли фрагменты произведений Чайковского — пьесы из цикла «Времена года», фрагменты оперы «Черевички», увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», симфонической поэмы «Франческа да Римини», но при этом ни одной ноты — из оперы «Евгений Онегин». В Большом театре премьера балета состоялась еще в 2013 году на исторической сцене, а спустя пять лет этот спектакль утвердился на Новой сцене театра.
В Кремлевской дворце — тоже балет. Самый классический и самый загадочный, неоднократно переосмысленный. «Лебединое озеро» — символ русского балета во всем мире. Спектакль сопровождает симфонический оркестр радио «Орфей», за дирижерским пультом которого — его художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный артист РФ Сергей Кондрашев.