День рождения Дмитрия Шостаковича
24 сентября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В пятницу 24 сентября в Концертном зале им. Чайковского Госкапелла России под управлением Валерия Полянского исполняет «Маленькую торжественную мессу» Россини в авторской оркестровой версии. Рассказывают, что незадолго до смерти композитор признался посетившему его немецкому музыковеду: «Как только найдут ее в моем наследии, явится господин Сакс со своим саксофоном или господин Берлиоз с другими великанами современного оркестра, захотят инструментовать мою мессу и убьют этим несколько моих вокальных голосов, а заодно благополучно прикончат и меня самого. Ибо я всего лишь бедный мелодист! Вот потому я и занимаюсь тем, что пишу к моим хорам и ариям сопровождение в органной манере, то есть для струнного квартета и нескольких скромно выступающих духовых инструментов, которые не заглушат моих бедных певцов».
В Филармонии 2 в Концертном зале им. Рахманинова этим вечером иные музыкальные вершины. Известный бельгийский маэстро Филипп Херревеге, один из корифеев современного аутентичного исполнительства, встретится с музыкантами Российского национального молодёжного симфонического оркестра. Результатом станет исполнение Седьмой симфонии Бетховена и Четвертой Брамса. Для молодых музыкантов сотрудничество с выдающимся маэстро будет неоценимым опытом, а для слушателей — неожиданным свежим прочтением великих партитур. Кстати, на следующий день программа будет исполнена еще раз, но уже в Зале Чайковского.
25 сентября — особенная веха в музыкальной истории. День рождения Дмитрия Шостаковича, композитора, в чьих партитурах дышит ХХ век — со всеми его великими потрясениями, катастрофами и открытиями. В этот день его Камерная симфония в оркестровке Рудольфа Баршая прозвучит в Рахманиновском зале консерватории в исполнении молодых талантливых музыкантов, которые несколько лет назад объединились в оркестр «Академия русской музыки». Их лидер Иван Никифорчин главной задачей коллектива считает возрождение незаслуженно забытых шедевров русской музыки ХХ века. А потому в программе вечера рядом с именем Шостаковича — имена Моисея Вайнберга, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Юрия Абдокова.
А в Большом театре на Камерной сцене им. Бориса Покровского настоящий раритет– единственная оперетта Дмитрия Шостаковича «Москва, Черёмушки». Артист Московского театра оперетты Григорий Ярон вспоминал: «Я, как и все, ждал сложнейшую „шостаковичевскую“ музыку, с острейшими гармоническими комбинациями, — а это была сама простота! Но сколько в этой простоте было вкуса и благородства! Музыка Шостаковича улыбалась, хохотала, танцевала, издевалась, шалила, а иногда чуть-чуть грустила…» Сам композитор по поводу своего «сенсационного» обращения к жанру оперетты говорил: «Я считаю, что настоящий композитор должен попробовать свои силы во всех жанрах».
В воскресенье 26 сентября — два великолепных симфонических концерта.
В Концертном зале им. Чайковского Госоркестр во главе со своим новым художественным руководителем Василием Петренко исполнит произведения Сметаны, Дворжака и Элгара. Любопытно, что российская премьера Второй симфонии Элгара, которую автор называл «страстным странствием души», состоялась лишь через 66 лет после ее создания, Госоркестром СССР дирижировал Евгений Федорович Светланов. А в концерте Дворжака — одном из главных сочинений виолончельного репертуара — будет солировать единственный в мире музыкант, учившийся у двух величайших виолончелистов ХХ века — Мстислава Ростроповича и Григория Пятигорского Миша Майский.
Тем же воскресным вечером в Светлановском зале Дома музыки Владимир Спиваков и «Виртуозы Москвы» откроют 43-ий сезон оркестра. За эти годы для музыкантов оркестра, как считает маэстро Спиваков, творчество стало потребностью, а работа — искусством, которое, по словам Пабло Пикассо, «смывает пыль повседневности с души». В программе — Моцарт и Шопен. Какая уж тут повседневность!