Аристотель о музыке
12 мая 2016
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Для всякого греческого философа интерес к музыке — почти обязательное качество. По представлениям греков, музыка является неотъемлемой частью философии. Неоднократно высказывался о музыке и Аристотель.
Ученик Платона, он внёс существенный вклад в развитие музыкальной эстетики классической Древней Греции. В противовес Платону, Аристотель стоял на реалистических позициях, пытаясь показать вполне земное происхождение музыки и её связь с разнообразной сферой человеческих чувств.
Для истории музыкальной эстетики важно то обстоятельство, что Аристотель выступил прежде всего с критикой пифагорейцев. В частности, он возражал против того, что, как это полагали пифагорейцы, в основе гармонии лежит число. В противоположность числовой и формальной гармонии пифагорейцев он развивает содержательное понимание гармонии. Аристотель тесно сближает понятия «гармонии» и «порядка».
Аристотель разработал взгляд на музыку как на искусство подражания, мимесиса (др.-греч. μίμησις — подобие, воспроизведение, подражание) — один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности. Аристотель трансформировал платоновскую теорию, утверждая, что, подражая вещам, искусство может представить их более красивыми или отвратительными, чем они есть, что оно может (и даже должно) ограничиваться их общими, типичными, необходимыми свойствами.