Звучащая живопись: «Сикстинская Мадонна»

  • 19 февраля 2015
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Сикстинская Мадонна» — картина Рафаэля Санти, которая принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения. Непостижимый лик Мадонны пленял многих чувственных натур, среди которых Толстой и Достоевский. Профессор Евгений Жаринов считает, что перед нами великая цепь материнства — с ее несокрушимостью и бесконечным самопожертвованием…
Евгений Жаринов: «Глядя на „Сикстинскую Мадонну“, прежде всего, поражает не просто психологическая точность передачи чувств самой Мадонны, а то, что эти чувства необычайно противоречивы. Здесь и ужас, потому что она проглядывает в будущем страшную смерть своего ребенка, которого нежно прижимает к груди. Здесь, помимо ужаса, возникает еще и ощущение решимости — ее готовность принести в жертву самое дорогое, что у нее есть — свое дитя — во имя спасения всех и вся. Здесь и беззащитность молодой матери, которая будто взывает к вам за помощью, моля о защите. В этом смысле Мадонна Рафаэля — это облики множества матерей с младенцами на руках, оказавшихся в страшных ситуациях войны, разрухи, голода и прочих социальных катаклизмов, которые человечество испытает бесчисленное количество раз. Отсюда, мне кажется, проистекает залог бессмертия выражения ее лица: это, с одной стороны, всесильная Мадонна — Матерь Божья, и в то же время — любая бессильная перед обстоятельствами мать».
Авторы программы размышляют о картине и об опере, которая посвящена Рафаэлю. Антон Аренский написал «Музыкальные сцены из эпохи Возрождения» в 1894 году. Главные действующие лица — Рафаэль и его возлюбленная Форнарина, которая по легенде стала прообразом многих женских образов на полотнах великого художника.

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.