Лермонтов: 200 лет

  • 19 октября 2014
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В год 200-летия Михаила Юрьевича Лермонтова авторы программы «Лабиринты» вновь обращаются к личности великого писателя, поэта и романтика…
Евгений Жаринов: «Лермонтов был стопроцентный романтик. Когда его в школьной практике пытались сделать реалистом (идея лишнего человека, Печорин и т. д.), это было немного не про него. Роман „Герой нашего времени“ тоже явление, в общем-то, романтическое, напрямую связанное с Альфредом де Мюссе и традициями французского „неистового“ романа. Когда я говорю о романтике Лермонтове, я тут же вспоминаю, что романтизм в Россию пришел из Германии. С немецкой стороны на русский романтизм оказал влияние Гофман (который, кстати, был прекрасным музыкантом и композитором), а с английской — Вальтер Скотт. Но именно у немецких романтиков была разработана целая теория музыки как философского вида искусства. Напитавшись этих романтических идей, подобная музыкальность будет присуща Лермонтову практически во всех его произведениях. В том же самом романе „Герой нашего времени“ в части „Тамань“ — посмотрите, как много тут оперного: когда происходит первое знакомство Печорина с девушкой-контрабандисткой, которую он называет „моя ундина“, прямо как будто по законам романтической оперы. Эта „ундина“ стоит на крыше хаты, смотрит далеко в Керченский пролив и поет при солнечном свете. И эта песня подобна арии, а в качестве театральной декорации ей служит Керченский пролив; это и есть чуткое определение того, что Печорин называет „моя ундина“. Мы видим, что Печорин явно посещал оперу, он вхож в петербургскую оперную тусовку, и мы видим, как он проецирует свои впечатления театральной столичной жизни на окружающую его грязную Тамань».
«Невозможно представить себе романтизм без инфернальных влияний», — говорит Евгений Жаринов. В романтические декорации, по мнению профессора, облачены многие произведения русского классика. Вместе с ним разгадываем «тайну Печорина», ищем зашифрованного «Фауста» и читаем «симфонические» стихи Лермонтова…

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.