«Кавказские пленники» русского мира

  • 5 октября 2014
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Ирина Кленская и Евгений Жаринов вновь вспоминают Пушкина, Лермонтова и Льва Николаевича Толстого, которых на этот раз объединила тема Кавказа — обескураженность и потрясение этим дивным краем, «в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода»…
Евгений Жаринов: «Тема Кавказа для русской культуры — очень серьёзная проблема. Практически ни один классик русской литературы не прошел мимо Кавказа. Я только начну перечислять: „Кавказский пленник“ у Пушкина, „Тазит“ у Пушкина, „Путешествие в Арзрум“ у Пушкина. То есть целая тема Кавказа начата еще молодым Пушкиным. Лермонтов — тут уже никуда не денешься, он просто был кавказцем, и без Кавказа не воспринимал себе мир. Хочу напомнить, что Лермонтов умер всего в двадцать семь лет, он же автор поэмы „Демон“, которую написал в четырнадцать лет (что понятно — потому что романтизм соответствует еще и определенному возрасту). Помимо этого у Лермонтова — стихи и лирика, посвященные Кавказу, вспомнить хотя бы „В полдневный жар в долине Дагестана…“.
Кавказ будет существовать и у Толстого. А сам Толстой будет говорить: «Мы с Лермонтовым не писатели, мы с Лермонтовым офицеры». В этом плане он будет себя полностью идентифицировать с Лермонтовым и создаст своего «кавказского пленника», ставшего практически мифом. А еще есть его последняя повесть, которая осталась незаконченной, и которую воспринимают как повесть, открывающую прекрасные перспективы для всей прозы ХХ века. Имеется в виду «Хаджи-Мурат», которую он будет писать по ночам, скрывая от родных и близких, а рукопись найдут в письменном столе только после его смерти. Почему этот старец, исповедовавший непротивление злу насилием, вернется на склоне лет к Кавказу, его войне и жестокости? Ведь Хаджи-Мурату в конечном итоге отрубают голову, а это довольно жестокая сцена, как и многое из того, что связано с Кавказом…»
Откуда в русском человеке возникает исступление перед величием Кавказа, почему толстовский дворянин Оленин грезит о судьбе горца, и в чем просчитался генерал Ермолов? На эти и другие темы размышляем вместе с Евгением Жариновым…

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.